Истории многих успешных предпринимателей часто делятся на два типа: «Устал работать на дядю, поэтому открыл свой бизнес» и «Всегда мечтал о своем деле».
Исключением можно назвать Георгия Высоцкого, основателя сервиса безналичных чаевых «Нетмонет». Ему 26 лет, MVP (минимально жизнеспособный продукт) появился в 2018 году.
Когда предприниматель только задумывался о создании проекта, он был уже ценным специалистом в международной консалтинговой компании. Георгий рассказывает, что о своем бизнесе никогда не мечтал. Он много работал, экономил на аренде квартиры и откладывал деньги в качестве «подушки безопасности».
По словам Высоцкого, открыть свое дело его подтолкнул собственный опыт посещения ресторанов. Часто у него и друзей не оказывалось мелочи и его посещало чувство стыда перед официантом. В подробном интервью РБК Тюмень предприниматель рассказал, как ему удалось придумать миллионный проект на кухне с друзьями, а затем продать его крупнейшей частной финансовой организации страны – Альфа-Банку.
– Георгий, расскажите, пожалуйста, как и в каком году появилась идея создать проект безналичных чаевых? Почему, на ваш взгляд, его создание было необходимо?
– Идея появилась в 2018 году, может, немного раньше. Часто вместе с коллегами или друзьями я ходил в кафе и рестораны. Обычная ситуация: все вышли из офиса, ни у кого нет наличных. Общий счет получался примерно на 5-6 тысяч рублей. Соответственно, по правилам этикета, мы должны оставить официанту чаевые – 10% от суммы счета, то есть 500-600 рублей. Но из-за отсутствия наличных денег мы извинялись и уходили. Ты выходишь из ресторана и чувствуешь себя очень некомфортно. Почему не переводили чаевые с карту на карту? Я считаю, что это неудобно: официант должен пойти, написать свой номер на салфетке. Да и к тому же теряется интимность процесса вознаграждения официанту: ему приходит уведомление из онлайн-банка, он сразу видит, как ты его оценил. Это неправильно.
Тогда мы и решили устранить эту проблему.
– Кто помогал в реализации и запуске проекта, какие вложения понадобились на первоначальном этапе?
– В то время я жил со своим другом, мы вместе снимали квартиру, чтобы получалось дешевле. Я рассказал ему о своей идее, и он поддержал. Помогло еще и то, что он разработчик по образованию. На проект создания сервиса безналичных чаевых мы смотрели абсолютно по-разному: я – со стороны бизнеса, друг, соответственно, со стороны IT-разработки и удобства сервиса. Если честно, тогда я не знал, что такое QR-код и что его умеет сканировать камера смартфона (смеется). Кстати, компания, которую мы в последующем создали, была оформлена на него, так как я был трудоустроен и согласно правилам организации, мне было запрещено иметь доли в других компаниях. Я не боялся регистрировать все на друга, у нас высокий уровень доверия. От идеи создания проекта до появления минимально жизнеспособного продукта прошло 9 месяцев. За это время я успел вложить порядка 2 миллионов рублей своих личных накоплений. Забегая вперед, скажу, что еще порядка 10 миллионов частных инвестиций мы привлекли, когда сервис стал успешно развиваться.
– Какие сложности возникали при разработке и продвижении проекта?
– Главная сложность – это найти классную команду разработчиков: людей, которые поверят в твою идею и будут тратить время на то, чтобы ее реализовать, поверят в тебя как лидера.
Вторя сложность – это найти клиента, который захочет этот сервис интегрировать. Первый ресторан мы искали долго. Я лично обходил заведения, презентовал свой продукт управляющим: «А с кем вы уже работаете?» – задавал вопрос каждый. Никто не хотел быть первым.
Сначала мы подключили кафе «Гамбринус» на Тверской в Москве, ныне – Black Angus, потом кафе «Пушкин».
В первые несколько месяцев мы точно не получали торжественных отзывов от управляющих заведений. Сервис запускался, скрипя. Была ситуация: все работает, но видно, что далеко не идеально. К примеру, сейчас мы используем QR-код, который выбивается на пречеке, гость его видит, наводит камеру телефона, попадает на наш сервис и может оставить там чаевые. Раньше мы использовали специальные визитки, которые были у официантов. Они их теряли, гости забирали их с собой в качестве сувенира. Эти визитки постоянно приходилось допечатывать. Официанты часто воспринимали сервис как дополнительную трудность в своей работе, а не то, что помогает заработать дополнительные чаевые. Мы поняли, что нужно найти способ гарантированно доставить QR-код до гостя и приняли решение интегрировать его в чек. Сегодня оборот чаевых «нетмонет» составляет более шести миллионов рублей. Многие спрашивают, почему наш сервис называется именно так. Мы пытались придумать оригинальное название. Я люблю исполнительницу Монеточку, в очередной раз, слушая ее песню, услышал строчку: «Официант просит мелочи сгрести, но нет монет». Мне показалось, что это знак. И я решил назвать проект «Нетмонет».
– В 2020 году во всех городах России стали закрывать кафе, рестораны, салоны красоты из-за ковидных ограничений. Как вы выживали в это время?
– В момент локдауна и закрытия заведений у нас упал оборот собираемых чаевых на 95%, выручка обнулилась по сути. Зарплаты, тем не менее, нужно было платить. Первое: мы подключали заведения на доставку. Ресторану или курьеру оставляли чаевые за то, что он вышел в непростое для мира время на работу. Однако оборот чаевых составлял примерно 5% от того, что было до ковида.
Нужно было как-то зарабатывать деньги. Инвестиции в этот момент было привлечь невозможно, так как ситуация была абсолютно неопределенной.
У нас была база официантов, которые остались без работы, втот момент их было больше пяти тысяч. И на время ковида мы превратились в некое hr-агентство, которое помогало официантам найти работу на время пандемии. Наша команда устраивала тех, кто остался без работы, в сервисы сбора и доставки продуктов. За каждого приведенного сотрудника мы получали вознаграждение. В общей сложности мы смогли помочь более чем тремстам соискателям. Вырученные деньги позволили отбить расходы на зарплату команде нашего сервиса и сохранить ее.
– Сервис «Нетмонет» приобрел Альфа-Банк. Расскажите, пожалуйста, об этой сделке. Когда вам поступило предложение от банка или же вы сами искали покупателя?
– Я всегда подчеркиваю: для нас эта сделка была инвестиционной. Мы не продались. Да, на бумаге это так: 100% акций принадлежит Альфа-Банку. Но мы как команда имеем квази-долю в компании. Когда сервис станет прибыльным, мы будем получать процент от этой прибыли, дивиденды. Сейчас по-прежнему операционное управление и разработка стратегии развития остаются за нами. Почему мы решились на сделку? Мы поняли, что нам нужны крупные корпоративные инвестиции, они были необходимы для поддержания проекта и расширения команды. Объективно, привлекать частные инвестиции сложнее, поэтому такой вариант мы не рассматривали.
– Видите ли вы перспективы развития «Нетмонет» под руководством Альфа-Банка? Может быть есть какие-то нереализованные планы по модернизации сервиса?
– Вся наша команда желает кратного развития «Нетмонет». Альфа-Банк – это сильная компания, и идти со своим проектом под ее крылом – надежно. Я понимаю, что мы как минимум сможем получить доступ к клиентской базе Альфа-Банка, сократим себестоимость транзакций в сервисе, получим нужное финансирование, которое позволяет быстрее расти, чтобы занять большую долю рынка. Появлялось много конкурентов, с ними необходимо соперничать. Очевидно, что в партнерстве с опытными топ-менеджерами Альфа-Банка справится с этим проще, нежели если бы мы шли самостоятельно.
Наша основная цель – как можно скорее подключить большее количество клиентов, заведений и увеличивать оборот чаевых. Очевидно, что с Альфа-Банком мы можем достигать поставленных целей в разы быстрее.