#4 Первые лица, 27 декабря 2024
От первого лица , Тюмень ,  
0 

Перспективы лизинга в России: давление на отрасль усилится в 2025 году

Перспективы лизинга в России: давление на отрасль усилится в 2025 году
О стоках изъятых предметов лизинга, давлении на рынок азиатских поставщиков и перспективах развития отрасли рассказал Михаил Благовисный, генеральный директор крупнейшей региональной лизинговой компании «ТАЛК лизинг»

— Лизинговая отрасль в числе первых реагирует как на положительные, так и на отрицательные перемены. Как отразился рост ключевой ставки на работе лизинговой отрасли и «ТАЛК лизинг»?

— Невозможно однозначно сказать, на кого кризисные явления влияют в первую очередь, но на лизинговой отрасли текущая ситуация сказывается существенно. 2024 год был непростым.

Повышение ключевой ставки — главная причина, почему дорожают лизинговые услуги, но не единственная.

Клиенты лизинговых компаний не всегда могут выплачивать такие высокие процентные ставки, для этого часто не хватает рентабельности. В итоге складывается так, что компании с отличной репутацией и хорошей финансовой устойчивостью оказываются в сложной ситуации и не могут вовремя вносить лизинговые платежи. Поэтому нередки случаи, когда они сваливаются в дефолты. Плюс сформировались большие стоки изъятых предметов лизинга.

Есть статистика, которая касается объема изъятий, и речь не только про оборудование или какие-то специфические сегменты, мы говорим о ключевых для лизинга направлениях: технике, спецтехнике, транспорте, легковых и грузовых автомобилях. В итоге количество изъятого из лизинга имущества превышает объемы аналогичного имущества, находящегося в продаже во всей дилерской сети на территории России.

Исторически в нашей стране самые ликвидные предметы лизинга во время кризиса всегда росли в цене, и лизинговые компании, если происходили изъятия, знали, что как минимум при реализации изъятого имущества вернут свои деньги.

Ситуация изменилась еще и потому, что большая часть техники, транспорта, спецтехники имеет китайское происхождение, и на вторичном рынке существенно дешевеет. Мало того, даже сейчас, с учетом увеличившихся пошлин, китайские бренды могут завозить технику дешевле, чем, например, в прошлом году. И это тоже оказывает давление на рынок.

Одним словом, отрасль столкнулась с очень серьезным вызовом — речь об огромных стоках, с которыми нужно что-то делать, иначе ситуация ухудшится и будет угрожать небольшим лизинговым компаниям, по сути, не оставляя им шанса на дальнейшее развитие. В эти стоки вложены огромные деньги, и, если не вернуть их, рентабельность лизинговых компаний будет сильно снижаться, существенно упадет общая доходность, ведь это резервы, проценты, которые они выплачивают банкам, ничего не получая взамен.

Если говорить о «ТАЛК лизинг», то у нас, к счастью, больших стоков нет, но, как говорят, зарекаться не стоит, нет никаких гарантий, что клиенты, которые казались стабильными, в текущей ситуации окажутся финансово устойчивыми, обладающими необходимой рентабельностью для того, чтобы платить такие высокие процентные ставки, как сейчас.

Таким образом, отвечая на вопрос о влиянии ключевой ставки, отмечу, что, на мой взгляд, лизинговая отрасль уже столкнулась с серьезными вызовами, являющимися результатом дисбалансов в экономике.

С высокой вероятностью ситуация не разрешится в 2025 году и давление на отрасль будет усиливаться.

— Новые продукты «ТАЛК лизинг»: как их встретил рынок, оправдались ли положительные прогнозы?

— Мы действительно представили несколько новых продуктов, не рассчитывая, что они моментально принесут огромную прибыль. Изучая рынок, потребности и запросы клиентов, создавали гипотезы и проверяли их.

Так появилось предложение лизинга шин, двигателей, и нам кажется, что в сложных рыночных условиях новых продуктов, услуг и сервисов, способных принести выгоду нам и нашим клиентам, должно быть больше.

Развиваем только то, что действительно имеет спрос: например, лизинг двигателей — это тренд, клиенты обращаются в «ТАЛК лизинг» из разных городов России. В декабре заключили договоры на поставки двигателей с несколькими северными компаниями, с транспортной компанией из Мордовии. Шины в лизинг приобрели несколько крупных автопарков, каршеринговая компания.

В 2025 году будем активно предлагать лизинг IT-продуктов, это и оборудование, и программное обеспечение.

— Расскажите о самых ярких сделках 2024 года?

— Сделок много, и все они по-своему интересны. Впервые работали с крупным российским текстильным производством из Вологды — эту сделку реализовали не полностью из-за повышения ключевой ставки, но думаем продолжить работу в следующем году. Профинансировали предприятия на новой российской территории, в границах Луганской области. По сути, работали со всей страной — от Калининграда до Дальнего Востока.

 

Реклама. АО «ТАЛК Лизинг». ИНН 7202066550. Сайт.? Erid=2SDnjcrKX5d


 
От первого лица Автоэксперт: «Не нужно ждать новогодних распродаж – цены будут выше»
Содержание
Закрыть