Большинство людей перед выступлением обязательно пишет текст. Институт публичных выступлений проводил опрос среди руководителей на тему: «с чего начинается подготовка презентации». У 86% людей этот процесс начинается с написания текста. И вроде бы это правильно. Но что-то в этом процессе идет не так. Что именно?
«В момент выхода на сцену в голове пустеет, - вспоминают люди момент наивысшего волнения, - В самый неподходящий момент ты забываешь текст или важные формулировки». Происходят эти неприятности именно в тот момент, когда нам максимально важно произвести хорошее впечатление, когда мы очень и очень стараемся. И в этот момент тот самый умный и красивый текст, который мы написали перед выступлением служит нам плохую службу. Мы забываем его в самый неподходящий момент.
- Как быть? - спрашивают люди.
- Не писать текст вовсе, - отвечаю я.
- Как такое возможно? - не укладывается у них в голове.
Но результаты тех, кто выступает без бумажки, кто эффективен и харизматичен в момент рассказа – впечатляют. Лучшие докладчики всегда выступают без текста. Вспомните видео с выступлений Джоббса или конференций TED. Никто не читает по бумажке, а выступления очень и очень интересны. Как им это удается? Разберем этот вопрос подробнее.
Ловушки текста
Когда мы пишем текст, мы попадаем как минимум в две ловушки.
Мы пишем красивый витиеватый текст, используя слова и выражения, которыми почти не пользуемся в жизни. Канцеляризмы для солидности. Почему-то считается что со сцены обычными словами не говорят. Американский писатель Уильям Зинсер в книге «Как писать хорошо» приводит историю об указе американского правительства 1942 года о затемнении окон в момент воздушных налетов: «Следует принять меры, обеспечивающие полную невидимость на неограниченное время в течение воздушных налетов всех муниципальных объектов, занимаемых органами федерального правительства, путем изоляции всех источников как внутреннего, так и внешнего освещения». Когда президент Рузвельт увидел этот текст, он сказал: «Скажите им, что если уж нельзя во время бомбежки уйти с работы, пусть занавесят чем-нибудь окна, да поплотнее». Теодор Рузвельт был великим оратором. И предпочитал говорить простым понятным языком.
Вторая ловушка текста – то, что он нам служит своеобразным костылем и преградой между нами и зрителем. Представьте, себе здорового человека, который при ходьбе использует костыль? Он будет все время об него запинаться. Так же и с текстом. Докладчик все врем держится за текст, как за некую психологическую опору, все время путается «в ногах», а точнее в абзацах. Все время пытается найти в нем подтверждение правильности своих слов или логики изложения. Сбивается и пытается найти текст глазами. Особенно красивые слова зачитывает по бумажке. И в этот момент теряется самое ценное – глаза и внимание зрителей.
Казенный слог и дурь каждого
Канцеляризмы, чиновничий язык или казенный слог достались нам в наследство от съездов ЦК КПСС и в целом от советского образа жизни. Образцом хорошего выступления в нашей стране долгое время было зачитывание по бумажке чужого мнения. Что думал человек по этому вопросу никого не интересовало. «Плохо!» - заключал учитель, если вдруг кто-то робко пытался сказать, что Евгений Онегин – это «про несчастную первую любовь», а не про то, что «на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба людей дворянской интеллигенции». Не дай Бог еще чего выдумаем на фоне Пушкина и иже с ним!
И поэтому став взрослыми, мы все время хотим сделать «правильно». Сказать не то, что думаешь на самом деле, а то что позволит заслужить новую «пятерку». Поэтому и пишем тексты красивым слогом, который забываем в самую неподходящую секунду.
А между тем, самое правильное - это высказывать собственную позицию своими словами. «Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!» - так еще Петр Первый решал вопрос с излишними канцеляризмами и витиеватостью речи.
В собственной позиции точно ничего не перепутаешь. Можно только забыть последовательность, но и от этого есть лекарство.
Несерьезные картинки
Существуют прекрасные мнемотехники, позволяющие обойтись без текста на выступлении. Одну из них описал Марк Твен. Путешествуя по Америке с лекциями приобрел свой опыт запомнить последовательность и большой объем информации.
«Даты трудно запоминать, потому что они состоят из цифр: цифры выглядят невыразительно и не закрепляются в памяти. Они не образуют картин, и поэтому глаз не может зацепиться за них. Картины могут помочь запомнить даты. Они могут закрепить в памяти почти все - особенно если вы сами создадите эту картину. Самое главное - самому создать картину.
Я знаю это по собственному опыту. Тридцать лет назад я каждый вечер читал выученную наизусть лекцию, и каждый вечер в помощь себе мне приходилось иметь листок с записями, чтобы не сбиться. Записи представляют собой первые слова абзацев, их было одиннадцать. Они выглядели примерно так:
В этом районе погода...
В то время существовал обычай...
Но в Калифорнии никто не слышал...
Одиннадцать таких записей. Это было нечто вроде плана лекции, который помогал мне не пропустить что-либо. Но на бумаге они выглядели похожими друг на друга, они не образовывали картины. Я знал их наизусть, но никак не мог прочно запомнить их последовательность, так что мне всегда приходилось держать перед собой записи и время от времени заглядывать в них.
Однажды я куда-то заложил их, и вы представить себе не можете ужас, который охватил меня в тот вечер. С тех пор я понял, что мне надо придумать еще какой-нибудь способ страховки. Тогда я запомнил первые десять букв этих фраз, записал их чернилами на ногтях и так вышел на трибуну. Сначала я смотрел на пальцы по порядку, но потом сбился и уже не был уверен в том, на какой палец я только что смотрел. Не мог же я слизывать языком с ногтя букву после того, как я ею воспользовался, ибо, хотя это был надежный способ, я вызвал бы слишком большое любопытство у слушателей. Я и без того вызвал у них любопытство - им казалось, что я больше интересуюсь своими ногтями, чем темой лекции. Потом несколько человек спрашивали меня, что случилось с моими руками.
Вот тогда мне пришла в голову мысль о картинках! Тогда мои страдания кончились. За две минуты я сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили мне одиннадцать начальных фраз. Я выбросил рисунки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что могу, закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время. С тех пор прошло четверть века, и текст той лекции испарился из моей памяти уже лет двадцать назад, но я мог бы снова написать его по тем же картинкам - они остались в моей памяти". Есть люди, которым этот метод кажется несерьезным: «Я взрослый , серьезный человек, что я вам картинки рисовать в отчетах буду?» - и эти люди зубрят целыми сутками свой текст, не высыпаются, относятся к выступлению как к подвигу, и в итоге… выступают все хуже и хуже.
Зачем же нам текст?
Итак, давайте разберем, если проблемы с памятью решаемы. Для чего же нам еще нужен текст? Структурировать информацию и понять, о чем мы вообще будем говорить, верно? А для этого существует тезисный план. И цель. А еще умение доверять самому себе. Вы лучше других знаете, что хотите сказать в том или ином докладе. Вы обладаете уникальным опытом в том вопросе, о котором хотите сообщить. Именно уникальным, потому что двух одинаковых людей и двух одинаковых знаний не бывает. Даже прослушав одну и ту же лекцию, прочитав одну и ту же статью в головах разных людей останется совершенно разный материал. Потому что каждый человек – неповторим. А значит, вы и ваш позиция, ваш доклад – неповторимы.
На протяжении четырех лет мы в Институте публичных выступлений проводили исследование, когда в группе людей давали один и тот же текст и просили сделать доклад. Несмотря на то, что доклады состояли из одних и тех же фактов и цифр – выступления были разными. В силу мировоззрения, приоритетов, слада ума и других характеристик каждый человек делал доклад по-своему. Расстановка приоритетов, сопоставления и логические взаимосвязи – именно личностные характеристики позволяли сделать выступление неповторимым и интересным, несмотря на то, что информация как таковая не была каждый раз новой для зрителя. Двух одинаковых докладов не бывает, при условии, что спикеры не зачитывают текст - это подтверждается нашим исследованиями. Каждый докладчик «присваивает» себе тему, говорит о том, что для него, в его системе координат, самое важное и ценное из обилия всей информации по теме. Это оптимальный путь. План, тезисы, фабула, картинки – вот что нужно для создания доклада. И текст здесь, совершенно, не при чем.