У кого микрофон, тот и главный!
Материалы выпуска
Как успешно вести риелторский бизнес в современных условиях Решения Как турецкие врачи помогают тюменцам лечить рак. История одной клиники Решения Двадцать принципов сторителлинга в продажах Инструменты Почему в Тюмени выгодно строить производство? Решения Как выжить в информационном шуме? Решения У российских бизнесменов появилось новое увлечение. «Это для настоящих мужиков» Решения Пустая голова и казенный слог Решения Десять советов по выбору бизнес-тренера Инструменты У кого микрофон, тот и главный! Инструменты Не молчи! Инструменты Предприниматели Тюмени активнее пользуются корпоративной связью Решения Антибрендинг. Вечер потрясений Решения Сургутский предприниматель нашел в уральском лесу 400 миллионов рублей Решения В Тюмени возрождают чайную отрасль. В планах – выход на китайский рынок Решения Как убить тролля? Искусство ответов на жесткие вопросы в соцсетях Инструменты
Инструменты Тюмень
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

У кого микрофон, тот и главный!

Власть над залом и власть над людьми: что общего? Основатель Института публичных вступлений Ирина Баржак раскрывает секреты ораторского искусства

Ровно с той секунды, когда человеку передали микрофон – его наделили властью. Властью управлять всем, что происходит в зрительном зале. Кто бы ни был этот человек, в эту секунду он становится главным. При этом неважно, кто сидит в зрительном зале – президент, губернатор, мэр или шеф полиции. Именно поэтому в большинстве случаев, когда задаешь людям вопрос о символе власти, первое, что приходит на ум после традиционных флаг, герба, конституции - это микрофон.

С холодным носом

Да-да, главный в зале - всегда докладчик. И здесь очень важен девятый принцип публичного выступления: вижу, слышу, наблюдаю, реагирую. Во время конференций часто встречается такая картина – в зале постоянно кто-то заходит, кто-то выходит, кто-то беседует по телефону, кто-то мило разговаривает с соседом и все это на фоне какого-либо выступления. Спикер, не зная, как реагировать на это, быстро докладывает текст и, буквально сбегает со сцены. Согласно исследованиям, проведенным Институтом публичных выступлений на более чем 50 конференциях международного, общероссийского и регионального значения, 88% докладчиков не обращают внимания на зрительный зал. А ведь главное, во время выступления, происходит не на сцене. Главное - даже не то, что происходит в зрительном зале. Главное – то, что происходит между ними. Внимание, понимание, осознание, инсайты – столько всего интересного происходит, когда случается взаимодействие. От слов взаимно действовать. Докладчик действует словом, а зритель – впитывает в себя информацию, перерабатывает ее и уходит из зала вдохновленным новыми замыслами и обогащенным новыми идеями. Во всех других случаях взаимодействия не происходит. Докладчик - сам по себе, зрители сами по себе. И ради чего было волнение, если и зритель остался равнодушным, с «холодным носом» как говорят в театре?

Правила игры

Задача выступающего – установить в зале правила игры. Если правила не установлены в любой игре, в любой организации, значит каждый играет по своим правилам. В большинстве случаев люди, воспитанные в современной школе, ведут себя в зрительном зале довольно скромно. Но если они видят, что кто-то нарушает общепринятые нормы, например, разговаривает по телефону, - они начинают поступать также. И затем так начинают поступать все остальные, эффект идет по нарастающей. Самое плохое в этой ситуации, что те, кому не интересен доклад мешают в этот момент тем, кто намеревался его слушать. Поэтому задача спикера: задать правила игры.

Сделать это просто: при первой же попытке кого-то из зрителей встать и выйти, или поговорить по телефону необходимо сделать замечание: «Коллеги, я понимаю, что целый день на конференции провести сложно и у вас, наверняка, есть какие-то дела и важные телефонные звонки. Попрошу всех, кому нужно выйти – сделать это прямо сейчас или уже после моего доклада». И переждать паузу, пока за ними не закроется дверь. Кто-то в этот момент будет вам благодарен, потому что он хотел выйти, но ему было неудобно это сделать. Большинство поймет, что до конца выступления выходить не стоит. Даже губернатор не выйдет. Также и с телефонными звонками.

Дискомфорт

Управлять ситуацией необходимо и в том случае, если зрители испытывают дискомфорт. Например, мы подсчитали, что на каждом десятом выступлении фонит или не слышно микрофон. Или плохо видно слайды. На каждом втором выступлении в зале становится душно, в остальных случаях – холодно. Зрители испытывают дискомфорт, и незаметно для окружающих, начинают воспринимать происходящее как пытку. Бывает так, что многие опоздали и стоят у входа в зал. Как только вы скажете о дискомфортной ситуации вслух (а вы здесь главный, помните?) зрители вздохнут с облегчением и проникнутся к вам уважением. «Коллеги, а вам не кажется, что здесь душно, давайте включим кондиционер (откроем окно)?», или «Поднимите руки те, рядом с кем есть свободные кресла – господа, прошу вас не стоять возле двери, присаживайтесь на эти места». Вы сделаете окружающих чуточку счастливее, и они будут вам бесконечно благодарны.

Ну, а если вы не сделаете этого, то ваше выступление станет бессмысленным. А вы так долго к нему готовились - делали презентацию, учили, репетировали… и все впустую. Всего лишь по одной маленькой причине - зрители в состоянии дискомфорта не способны воспринимать информацию.

Как быть с властью

Часто встречается вопрос: как быть с представителями власти на выступлении. Они могут разговаривать, могут выйти во время выступления и т.д. Докладчики, не зная, как себя вести, делают вид, что ничего не происходит, однако, это самое неверное решение. Необходимо реагировать. Поскольку представители власти сидят как правила на первом ряду, на них все смотрят и именно они задают динамику того, как вас будет слушать весь остальной зал. Если они беседуют – имеет смысл выдержать паузу глядя на них, и тогда они перестанут разговаривать. Проверено. Когда они выходят во время доклада, не в перерыве, имеет смысл предложить залу, чтобы их проводили аплодисментами: «Мы понимаем, что наш губернатор/ мэр/ депутат/ президент человек занятой, благодарим вас, что вы были с нами, аплодисменты». Самое лучшее, если вы скажете при этом: «Очень жаль, что вы не услышите самое инновационное решение из моего доклада, но мы с пониманием относимся к вашему графику и желаем хорошего дня». Если вы не сделаете этого – запомнитесь всему залу как человек, с доклада которого ушел президент. А если сделаете – не исключено, что он запросит ваш доклад для изучения. Да и зал будет ждать финала с нетерпением.

5 кратких выводов:

1. Не уверен, не обгоняй не бери микрофон. Взял – действуй.

2. За все, что происходит в зрительном зале несет ответственность докладчик.

3. За все, что понял зритель из вашего доклада - ответственны вы.

4. Зритель благодарен, когда ему комфортно благодаря вам.

5. Именно от зрителей зависит успешность вашего выступления.

У всего этого есть и хорошая новость: если вы стоите с микрофоном в руке и управляете залом – все априори подчинятся. Человек на сцене изначально авторитет и воспринимается как власть имеющий. Одним словом, у кого микрофон, то и главный. И главным будете вы во время следующего доклада. Управляйте!