– Евгений, как так вышло, что в один прекрасный день вы решили, что вам мало вашего заурядного бизнеса, вам тесно в вашем офисе? С чего началась история вашего уникального туристического продукта?
– Это был 2006 год. Я в то время занимался продажей инструментов и наш поставщик – компания из Перми - пригласил нас и еще ряд партнеров из разных городов России на корпоратив. Собрали и на вертолете вывезли всех на рыбалку на реку Лопсия, что на границе между Свердловской областью и ХМАО. Это уникальная река. Не в плане рыбы, а в плане археологических находок. Там находят белемниты, возрастом 50 млн лет, аммониты. Мой знакомый огромный аммонит вытащил. Вес в районе трех тонн, возраст – около 200 миллионов лет. Он его распилил и поставил в офис.
Для меня это было что-то невероятное, из области фантастики. Помню, как забросил спиннинг в первый раз, и у меня сразу же поклевка. Я дергаю, а там – вот такая рыба, пахнет огурцом. Я подумал, что хариус. Второй раз закинул – опять хариус, и в третий тоже. Потом перестало клевать, я поменял блесну, и раз, такой рывок страшный. Я даже не ожидал, у меня спиннинг чуть из рук не выпал. Вытаскиваю огромную рыбу непонятную… Парни подплыли, говорят: «Женя, ты поймал своего первого тайменя». Мы его, естественно, потом отпустили обратно в воду. Вот так началась история. Я вернулся домой в Екатеринбург, рассказал своим друзьям, и мы буквально через месяц решили собрать свою команду. Заказали этот же вертолет и полетели на ту же реку. Это стало традицией. О наших поездках узнавали друзья друзей, друзья друзей друзей. А вертолет не резиновый. Нас начали просить оказать помощь в организации путешествий для других групп. Образовался неофициальный клуб «Дикий Север».
- И когда хобби превратилось в бизнес?
– Когда в 2013 году теперь уже ведущая команда Клуба - «Девятый трест» (строительная компания из Ижевска) – попросила нас организовать им шеф-повара в экспедиции. Я согласился. Был такой ресторан в Екатеринбурге «Барин», мы там познакомились с потрясающим шеф-поваром, Дмитрием Зиновьевым (он открывал в свое время «Сливки», «Паризьен», «Бен Холл»). Он настолько им понравился! Он предоставлял настоящее ресторанное питание. Вот с этой команды у нас начался сервис по питанию. Затем как-то раз мы отпустили без проводника экспедиционную команду. А они неделю не выходили на связь. Я уже хотел в МЧС обращаться, когда наконец-то пришла смска с координатами. После этого мы решили дополнять каждую команду профессиональным руководителем.
Недавно официально оформили отдельное юридическое лицо - организацию, которая стала собственным туроператором клуба. Сейчас находимся в процессе получения лицензии туроператора по въездному туризму. У нас тщательно разработаны маршруты по территориям ХМАО, ЯНАО, Коми. Путешествия организуем «под ключ». Есть сплав по семи рекам Полярного Урала в условиях абсолютно дикой природы. Есть тур по семи вершинам Приполярного Урала. Можно съездить за щукой на Северную Сосьву, можно отправиться в этническое путешествие к оленеводам. Можно подняться на легендарное плато каменных идолов Мань-Пупу-Нёр или посетить перевал Дятлова.
– Кто ваши клиенты? Насколько я понимаю, из-за использования вертолетов удовольствие не из дешевых, недельный тур обходится от 40 до ста тысяч рублей в зависимости от маршрута. За эти деньги можно в Тайланде отдохнуть.
– (показывает фотографии весьма известных на Урале людей, но просит не называть их фамилии). Азартный Дикий Север – это для настоящих мужиков, которым не интересно просто сидеть в офисе. В основном это бизнесмены. Мужчины. Люди состоятельные и серьезные. Они очень закрытые… Когда первый раз летят, с ними не то что о бизнесе заговорить нельзя, а просто спросить о том, кто он, невозможно. А потом, через два-три дня на реке они настолько открываются, что потом уже всегда путешествуют той же командой и превращаются в большую семью. Они общаются, полетели потом на Таймыр, на Сахалин отдыхать, прилетели, улетели снова на Полярный…
– Они вам не объясняют, почему летят на какой-то Полярный Урал? Им приелось отдыхать на Канарах?
- Эти люди уже повидали мир. Им хочется свободы. Хочется настоящих приключений и отсутствия цивилизации. Представляете, в радиусе 400 километров ни одного живого существа, кроме медведей, лосей, рысей, росомах да оленей. Им хочется стать легендой. Именно это пропагандирует наш клуб.
– Отсутствие цивилизации – палка о двух концах для современного человека. Я знаю, что один раз вы столкнулись нос к носу сразу с четырьмя медведями и вам понравилось. Но готовы ли ваши клиенты к такому?
– Если людей двое и больше, то медведь чувствует разные запахи и не подходит. А если человек один или даже с собакой, то 99%, что медведь придет. В прошлом году на нашего шеф-повара медведь нападал.
– И как он спасся?
– Мы возили в экспедицию не последних людей Екатеринбурга, и решили Дмитрия предварительно закинуть, чтобы он заранее подготовил им стол. Он остался один на реке. Пошел ловить хариуса, чтобы сделать малосол. Вернулся в лагерь – а там медведь копается. Дима отогнал его, стрельнул пару раз в воздух. А ночью просыпается: медведь ходит вокруг, палатку разодрал… И куда стрелять? Вверх? Ночь такое время, когда вообще бесполезно стрелять. И вот он бензином облил кусты, поджег, и медведь ушел.
– Медведь это самое страшное или есть что похуже?
– Медведь - это не страшно. У нашего клуба есть страничка в Фейсбуке, мы там рассказываем много интересного, в том числе про правила поведения с медведем. Не надо его бояться, надо знать, как себя вести при встрече.
– А на перевале Дятлова вы не сталкивались с чем-нибудь необъяснимым?
– Сталкивались. Со снежным человеком. Но не я, люди. На Вижае, в районе Базы Ильича ребята сплавлялись. Костя Кузнецов делал сплав. Встали на берегу, к ним подплыли двое человек, тоже приезжих, разбили палатку на другом берегу. Ночью раздался сильный свист. И мужики закричали. Наши подъехали. Те сидят в шоке. Один так и не заговорил, а второй рассказал про то, что они видели йети. Говорят, что после встречи со снежным человеком люди заболевают психически.
– Тем не менее подобные истории работают на популяризацию Урала. Перевал Дятлова и плато Мань-Пупу-Нёр – это две жемчужины, которыми можно привлечь людей, в том числе иностранных туристов, на Урал. И у вас это получается. Я знаю, что бизнес расширяется - вы обратились к московским туроператорам, и они активно начали вас продавать.
– Да. Хребтом Чистоп мало кого заинтересуешь, а вот перевалом Дятлова можно заинтересовать и скомбинировать тур. В Москве положительно восприняли наше предложение. Были удивлены тем, насколько досконально мы расписываем маршруты. Говорят, что никто в России так не делает вообще никогда. Правда, нам приходится зашифровывать названия рек, чтобы они не индексировались в интернете. Это делается, во-первых, для того, чтобы их не замусорили, а во-вторых, чтобы на них не ловили рыбу сетями. Вы бы видели, какие браконьеры приезжают через горы на вездеходах из Инты (Коми). Набивают рыбой целые бочки. Это кошмар.
– А конкуренты у вас есть?
– Есть партнеры. В Москве, в Перми, в Ижевске. То есть конечно, есть, наверное. Любая компания, которая обратится в ту же самую Инту, и организует подобную поездку, может стать конкурентом. А может и не стать. Потому что, во-первых, это достаточно дорого, во-вторых, надо знать реки, маршруты, иметь хорошую логистику. Если человек просто так обратится в авиакомпанию, ему выставят счет в 780 тысяч рублей. Только за заброску на место. А мы придумали, как сократить расходы на транспортировку. Стоимость одного лётного часа в 2015 году – 85 тысяч рублей, но, комбинируя рейсы по специальной системе, мы получаем экономию в 1,5 часа на группу, аналогичную 150 тыс. рублей на команду.
– Конкурентами могут стать не только компании, но и территории. Ваше хобби превратилось в бизнес весьма вовремя (тема импортозамещения, в том числе в сфере туризма, сейчас одна из самых актуальных). Но без хорошего пиара вам не обойтись. В России есть много других интересных мест для отдыха.
– Да, понимаю. Мы хотим двинуть тему Дикого Севера в массы. Этим у нас занимается владелец одного из дизайн-агентств Екатеринбурга Роман Дик. Однажды он слетал с нами в экспедицию… и все. Теперь занимает одну из руководящих должностей в клубе, вкладывает весь свой опыт и душу в популяризацию Приполярного Урала в ХМАО и ЯНАО. Есть такие проекты, типа «I’m Siberian», когда сибиряки ищут земляков по всему миру. Такой объединяющий проект… Мы пытаемся поднять такую же тему для Урала: «Made in Ural». Мы совершенно ничего не знаем про наш Дикий Север. В голове какие-то шаблоны: юрты, карликовая береза, чукчи, олени… И когда человек попадает туда, то оказывается, что там очень богатый мир, в котором много чего есть. И это гораздо интереснее, чем банальные Турция и Египет.
Просто европейцы умеют красиво заворачивать свой продукт, а мы еще не научились. Но мы сейчас пытаемся это сделать. Есть наш клуб экспедиций «Дикий Север», а мы пойдем немного дальше и создадим некий одноименный бренд, вокруг которого будем объединять все интересы. Это охота, рыбалка, туризм, интересные объекты. Тот же Мань-Пупу-Нёр входит в список чудес России, занимает шестое место вслед за Байкалом, Мамаевым Курганом и прочим. То есть интерес к нему есть. Но смысл в том, что мы хотим это красиво упаковать, прежде чем начать продавать. Мы хотим популяризировать Полярный Урал и готовы вкладываться в это. Я вот на динозавра в прошлом году свои деньги потратил.
– В смысле на динозавра?
– В августе 2014 года на одной из полярных ямальских рек команда Юрия Фильцагина нашла окаменевшую голову динозавра. Ну, мы так думали. От губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина мне передали просьбу взять на место зоолога из института Шимановского, чтобы он осмотрел находку. Я организовал поездку, оплатил восемь летных часов. В итоге оказалось, что это древний ящер, еще древнее, чем динозавры. А сколько еще на севере неразгаданных тайн…
Вот, например, в 2013 году в ямальской тундре мы нашли потерпевший крушение АН-2. Наклейки на аккумуляторе вообще еще не выгорели, то есть им максимум год, он свежий. Место труднодоступное, но все номера на этом самолете спилены! А сам он распилен. Зачем? Кто это сделал. Почему нигде не сообщалось о падении этого борта? О находке мы никуда не заявили, в прошлом году наши туда снова ездили, самолет как лежал, так и лежит.
- Как вы считаете, хобби может стать хорошим и прибыльным бизнесом? Или эти вещи не стоит путать?
- На самом деле счастлив тот человек, который занимается любимым делом. Это круто, когда твое хобби становится твоим бизнесом. Я считаю, что за эти два года я ни дня не проработал, хотя все экспедиции шли через меня. Представляете, люди возвращаются, и все мне рассказывают, что видели. Одни видели лося, другие – снежного человека, который пробегал, третьи динозавра нашли… И вся эта интереснейшая информация сливается ко мне. Я не считаю это работой.
– Продажа инструментов стала теперь побочным бизнесом?
– Да, это уже побочный бизнес.
– Значит прибыль от проекта «Дикий Север» уже есть?
– Зимой у нас развитие клуба ушло далеко вперед. Мы сейчас организовали свое подразделение снегоходных экспедиций и купили 4 снегохода с прибыли клуба. А по прибыли этого года пока ничего не могу сказать. Как получим, так и скажем. Вообще с одной экспедиции обычно выходит тысяч 50-80 рублей. Пока на сегодняшний день есть заявки на 12 экспедиций, плюс москвичи.
Я не жду от проекта прибыли прямо в этом сезоне. Это стратегический проект, с которого потом можно будет поиметь хорошие бенефиты. Понятно, что бренд не строится за пару месяцев. Поэтому мы хотим серьезно подойти к вопросу. Мы никуда не торопимся, а просто делаем. Прокачиваем тему, привлекая людей не коммерческими вещами, а теми, которые берут за душу. Дикий Север – это такой шампур, на который можно нанизывать, образно выражаясь, и мясо, и рыбу, и овощи. И прочее… В этом есть очевидный потенциал, который пока никем не задействован. Мы знаем, что мы можем сделать это хорошо. Постепенно мы наберем обороты, которые позволят все это превратить в большой бизнес.