Компетенция , Тюмень ,  
0 

Потребительский подход к сбережениям использует 40% россиян

Потребительский подход к сбережениям использует 40% россиян
Открытие сберегательного счета или вклада в банке в настоящее время является самым популярным среди россиян способом сбережения и инвестирования

Об этом говорят результаты первого в России исследования индекса сберегательно-инвестиционной активности населения, которое провел ПСБ совместно с НИФИ Минфина России и аналитическим центром НАФИ. Итоги пилотного замера представлены на ХХVI Петербургском международном экономическом форуме.

Индекс сберегательно-инвестиционной активности россиян (ИСИАР) определяет уровень вовлеченности населения в сферу сбережений и инвестиций, а также готовность делать их в будущем. В рамках пилотного опроса исследовались три субиндекса: Инвестиционная и сберегательная грамотность, доверие игрокам рынка сбережений и инвестиций, а также перспективы развития рынка сбережений и инвестиций. Согласно представленным данным, текущие показатели индекса составляют 54 пункта из 100 возможных, что говорит об открытых возможностях в части повышения уровня инвестиционно-сберегательной активности россиян.

«Первое исследование в рамках инвестиционного индекса показало потребность общества в консультационных и обучающих услугах, которые бы позволили нашим согражданам не только ориентироваться в инвестиционных продуктах, но и рационально распоряжаться средствами, выбирая правильные инструменты сбережения. Для повышения общего уровня сберегательно-инвестиционной активности необходимо взаимодействие различных государственных и коммерческих структур при разработке специализированных программ. Также потребуется вывод на рынок новых продуктов, ориентированных на узкие целевые аудитории. Например, чтобы повысить уровень доверия к финансовым или инвестиционным организациям, стоит обратить внимание на женщин как на сегмент рациональных и осторожных потенциальных инвесторов, и способствовать росту их информированности о возможностях на инвестиционных рынках. В целом создание имиджа финансовых организаций как надежных институтов может способствовать сокращению доли тех, кто не делает никаких сбережений», — сказала Вера Подгузова, старший вице-президент, директор по внешним связям ПСБ.

В части сбережений среди россиян распространены три ключевые стратегии:

  • Проактивность, когда сначала откладывают часть дохода, а потом тратят остаток на текущие нужды. К приверженцам этой стратегии относятся 26% опрошенных.
  • Потребительский подход, когда сначала тратят часть дохода, а затем откладывают остаток средств (40%).
  • «Фатализм», когда не откладывают деньги, потому что не видят в этом смысла и/или не имеют возможности (33%).

Выбирая сберегательно-инвестиционные инструменты, более половины россиян на первое место ставят возможность забрать деньги тогда, когда они понадобятся (54%). Треть называет ключевым фактором доходность вложений выше инфляции (32%). Отдельно стоит отметить, что почти две трети россиян (62%) имеют долгосрочные финансовые цели. Однако треть (31%) говорит, что им проще взять кредит на нужные вещи или цели, чем накопить средства самостоятельно.

В субиндексе Доверие игрокам рынка сбережений и инвестиций банки сохраняют позицию известного и стабильного для россиян финансового института: каждый второй россиянин (57%) сохранил доверие к банкам, несмотря на социально-экономические трансформации, произошедшие за последний год. Доверяют банкам и инвестиционным организациям чаще представители молодежи 18-34 лет, люди со средним и высоким уровнем достатка, а также те, кто старается откладывать часть средств из своих доходов.

В субиндексе «Перспективы развития рынка сбережений и инвестиций» отмечено, что за последний год большинство россиян (56%) не изменили своего сберегательно-инвестиционного поведения. Однако 13% опрошенных стали больше копить и меньше тратить на товары и услуги. Почти каждый третий (30%) перестал делать сбережения или стал меньше откладывать.

Увеличили свою сберегательную активность представители молодого поколения — люди в возрасте 18-34 лет чаще других возрастных групп начали делать сбережения, а на покупки товаров и оплату услуг тратить меньше. Одновременно старшее поколение, люди в возрасте от 60 лет, чаще подмечало, что их подход к тратам и сбережениям никак не изменился.

Оценивая перспективу, 78% россиян заявляют о намерении в ближайшие 12 месяцев воспользоваться различными сберегательными и инвестиционными инструментами. Подобных планов нет у оставшейся части респондентов.
Наличные накопления (36%) и хранение на банковском счете (36%)  — самые востребованные и привычные инструменты для россиян.

Каждый пятый говорит о желании открыть сберегательный вклад или накопительный счет (21%), каждый десятый (12%) хотел бы инвестировать в недвижимость. Ощутимо чаще планируют продолжить копить или начать это делать с помощью финансовых инструментов люди в возрасте до 34 лет, работающие и имеющие высшее образование.

В целом россияне ориентированы на краткосрочное планирование в финансовых вопросах. Две трети россиян (64%) считают, что сейчас плохое время для долгосрочных, более одного года, финансовых вложений. Каждый пятый (21%) оценивает его как хорошее. Среди оптимистов преобладают те, кто сперва откладывает деньги, а уже потом оставшееся тратят, а также владельцы инвестиционных инструментов. Женщины демонстрируют скорее пессимистичный взгляд на долгосрочные инвестиции.

Компетенция ВТБ переведет 100% банкоматов на отечественное ПО
Материалы выпуска
Экспертиза Что ожидает инвесторов во втором полугодии текущего года?
Инструменты Тюменцам предлагают надежный источник инвестиций – недвижимость
Компетенция Потребительский подход к сбережениям использует 40% россиян
Компетенция ВТБ переведет 100% банкоматов на отечественное ПО
Компетенция ВТБ: спрос на автокредиты в Тюмени вырос на треть
Компетенция ПСБ принял участие в VII международном полумарафоне «ЗаБег.РФ» в Тюмени
Решения Банк Уралсиб запустил акцию «Выгодная весна»
Решения Банк Уралсиб запустил акцию «Безлимитные платежи» для бизнес-клиентов
Инструменты Валютный вопрос: в чем и где хранить деньги?
Инструменты Как стать девелопером и совладельцем объектов на турецком Средиземноморье
От первого лица Альфа-Банк: поддержка бизнеса в условиях новых вызовов
Инструменты Действенные советы, как сохранить бизнес в условиях текущей ситуации
От первого лица Ключевая ставка в США отразится на доходах инвесторов
Решения Чек-лист для бизнеса: что нужно успеть до Нового года
Инструменты Оборотный кредит как отличный вариант поддержки бизнеса
Содержание
Закрыть