Власти Тюменской области поставили перед собой амбициозную задачу — нарастить турпоток в регион до 7 млн человек в год к 2030 году. Большой вклад в развитии этого направления делает частный бизнес: на данный момент заявлено о реализации как минимум пяти крупных проектов, среди которых как полноценные курорты, так и базы отдыха.
Предприниматель в сфере туризма и гостеприимства, основатель Мастерской Путешествий «Рыжий слон» Любовь Матиевская рассказала РБК Тюмень о том, как переехала в Тюмень, почему начала заниматься региональным турбизнесом и сколько инвестиций необходимо для запуска туристических объектов. Кроме того, Любовь Матиевская поделилась взглядом на корпоративный туризм, выделила преимущества тюменского туризма и раскрыла секрет, как совмещать бизнес и семью.
— Вы приехали из другого города и поверили в региональный туризм. Что вас сподвигло?
— Ну, наверное, это все-таки корни. Я воспитана у питерских и московских экскурсоводов. Благодаря родителям в старших классах я активно путешествовала по центральной России, по нашему Золотому кольцу, по Санкт-Петербургу и волей судьбы сложилось так, что мне попались одни из лучших гидов. В тот период они всегда вовлекали нас, детей, самую сложную аудиторию, и показывали через свою любовь к тому месту, где они живут, как это интересно. Когда я приехала в Тюмень, то начала активно путешествовать по региону. Тогда я поняла, что меня не устраивает качество сервиса и не цепляет продукт. Когда человек засыпает во время экскурсии, это о чем-то говорит. И я начала думать, чего же такого нет в Тюмени? И стало понятно, что здесь не хватает интерактивных театрализованных экскурсий. И одну из своих миссий я поставила так: сделать поход на экскурсии таким же модным, как поход в спортзал. Тогда мы и начали качать первые наши театрализованные экскурсии.
— С чего все началось? Как к инициативе отнеслись в администрации?
— Первой такой нашей идеей стала купчиха с самоваром. Мы купили свой первый самовар на барахолке за 20 тыс. руб. Тогда же мы начали проводить театрализованные экскурсии которые нас переносили в разные эпохи развития Тюмени, появились такие персонажи как Василий Сукин и Валюша Колокольникова. Тогда и стали появляться первые театрализованные экскурсии. Мы первые стали организовывать сборные туры, но администрация не верила в эту идею, говорили — зачем ехать в Тюмень, это вообще не курортный город и никогда таким не станет. Но мы в это верили, и основной заработок нам тогда приносило именно выездное направление. Прибыль мы вкладывали в продвижение внутреннего продукта.
Иногда на наши экскурсии могли записаться один-два человека, но мы все равно ехали. Мой внутренний отдел тогда говорил: «Любовь Сергеевна, мы вам не рентабельны. Давайте мы вообще уйдем». Но я верила в успех, и в конце концов это сыграло решающую роль. Позже у нас стали появляться корпоративные заказы. Сейчас отношение изменилось, и главную роль в продвижении внутреннего туризма играет государство, оно же оказывает значительную поддержку. Власти не лоббируют чьи-то чужие интересы, а продвигают свою территорию. За последние несколько лет был выстроен очень хороший GR-менеджмент — отношения бизнеса и власти.
— Какое, на ваш взгляд, у нас конкурентное преимущество перед другими регионами?
— Наше главное преимущество в том, что сюда может приехать студент с 3 рублями в кармане, а может приехать изысканный турист, который уже многое видел. И под каждую целевую аудиторию есть и средства размещения, рестораны, и даже наши термальные источники абсолютно разные в ценовой политике. Каждый берет то, что ему нужно. Средний чек на отдых в регионе сейчас начинается от 30 тыс. руб. И это довольно недорогой ценник, потому что у нас есть также туры и по 150-200 тыс. руб. Но это уже что-то уникальное и делается персонализировано под группы. А все, что создается индивидуально, не может стоить дешево.
— Термальные источники — это единственная наша изюминка? И надо ли нам что-то менять в позиционировании?
— Я не считаю, что от этого нужно отходить. Мы сделали колоссальный прорыв, ведь еще 5 лет назад на выставках нас воспринимали как нефтяную столицу и считали, что в Тюмени вообще делать нечего. Я думаю, что мы сейчас стремимся к статусу курортного города с точки зрения оздоровления. Все-таки для каждого человека этот вопрос важен. Да, мы все еще остаемся нефтяной столицей, потому что все центры управления крупных корпораций нефтяной отрасли расположены в Тюмени. Также очень важны информационные кластеры, которые основаны на персонализации личности, потому что такие фигуры, как Распутин, Менделеев, Алябьев, Ершов — это уроженцы нашей земли, которые внесли огромный вклад в развитие разных отраслей, но их имена по-прежнему влияют на восприятие региона. И стоит отметить, что все стремятся попасть в первую очередь в Тобольск, так как там есть Кремль, где каждый камень пропитан историй. А Тюмень — это больше про историю купечества и, опять же, про взаимодействие бизнеса и власти, которое остается основой развития региона.
— Наш регион однозначно привлекателен с точки зрения инвестиций в туристическую отрасль. Вы также являетесь руководителем консалтинговой компании по запуску стартапов туристических объектов. Сколько инвестиций в среднем необходимо для того, чтобы запустить туробъект? Каким будет срок окупаемости.
— Конечно, сейчас топовую позицию занимают быстровозводимые объекты, такие как купола и фреймы. И вроде бы стоимость их невелика, но когда мы начинаем формировать инфраструктуру, включающую в себя качественное внутреннее наполнение — дорожки, качели и многое другое, то приходим к тому, что интересный, высокосервисный продукт требует инвестиций в среднем в размере 100 млн руб. Здесь еще очень важен момент окупаемости. Для этого бизнесу необходимо иметь минимум 7 средств размещения. Тогда он становится экономически рентабельным и окупается. Это не является каким-то стандартом, это больше про экономику. Концепция объекта остается на усмотрение собственника, но важно, чтобы она исходила из его внутреннего понимания бизнеса.
— Любовь, вы можете назвать себя мультиэкспертом в сфере гостеприимства?
— Да, мне нравится эта формулировка, потому что я создатель и руководитель туроператорской компании, которая на сегодняшний день привезла в регион уже более 90 тыс. туристов. Мы создали более 60 успешных авторских продуктов, некоторые из них стали брендовыми региональными маршрутами. Кроме того, я эксперт-практик и обучила более 700 человек, среди них предприниматели разного уровня. У меня хорошо получается создавать стратегии, обучать, выстраивать бизнес-процессы, финансово-экономические модели. Ну и третье, наверное, мое любимое направление — это создание туристических объектов с нуля. От подбора земельного участка и согласования множества деталей до его концепции.
— Какие основные принципы вы закладываете в создание новых туристических объектов?
— Здесь очень важно придерживаться принципов устойчивого развития территорий — совокупности характеристик управления, в основе которых лежат экологичность, а также социальное и корпоративное управление. Например, один из моих предыдущих проектов «Свое место» был создан на территории бывшей свалки завода. Мы расчистили участок, высадили там очень много деревьев, сохранили концепцию деревянной застройки. И администрация была в восторге от результатов нашей работы, потому как ранее это была проблемная территория, но сейчас люди приезжают туда отдыхать. Это замечательное место, где все продумано до мельчайших деталей. Сейчас развитие «Своего места» продолжается, его запуск поэтапный, потому что туда заложен большой объем инвестиций. Второй проект, который был запущен недавно, — это лесной курорт «Хвойный берег», который запустился совсем недавно. Эта территория уникальна с точки зрения своей ценности: она для людей, которые ценят уют, теплоту, свежий воздух, которые ценят качественное уединение, когда ты можешь побыть с самим собой либо в небольшой компании. Эта территория нацелена либо на закрытые корпоративные мероприятия, либо на семейный отдых. Территория развивается и совсем скоро здесь появится уединенный пляж. На сегодняшний день здесь работают 4 купола, которые уже активно принимают своих гостей. Важно отметить, что при реализации этого проекта мы не убрали ни одно дерево. При забивке каждой сваи мы учитывали расстояние от корневой системы, чтобы не повредить деревья.
— Какова ваша философия в бизнесе и в жизни?
— Те, кто с нами уже работал, точно знают о нашем качестве, нашем выверенном до мелочей подходе, умении сделать так, как хочет клиент. Хотите ли вы приехать в Тюмень, организовать корпоративный отдых, увидеть город по-новому или эксклюзивному, устроить путешествие по России или отправить ребенка в составе сборной школьной группы — добро пожаловать в Мастерскую Путешествий «Рыжий слон». Если вы планируете строить туристический объект, создавать что-то новое, но ничего в этом не понимаете, однако хотите в этом разобраться, — вам тоже к нам. Мы поможем понять, как можно инвестировать и где можно получить деньги на свою задумку. Мы как минимум проведем консультацию. Может быть, зайдем в ваш проект и поможем его полностью реализовать: от планирования до приема первого туриста. Я эксперт-практик и с удовольствием выступаю на форумах, участвую в обучающих семинарах и курсах. Стараюсь максимально нести пользу, потому что я считаю, что мое выступление — это не договор и отработанный гонорар. Это про инструменты, которые помогут людям выйти из нашего сотрудничества, усилив свой бизнес — получить дополнительную прибыль либо выстроить или перезапустить процессы. Сфера гостеприимства — это мой образ жизни. И поэтому все, что я делаю, реализуется со стопроцентной самоотдачей, дисциплиной и безграничной любовью. Все, что я делаю, — по любви. Это действительно дело моей жизни, которое приносит мне колоссальный опыт, наполняет меня, заряжает и позволяет делиться этим с окружающими.
Реклама. ООО «МП «Рыжий Слон» ИНН 7204178764. Сайт.