
Тюменский госуниверситет запустил программу профессиональной переподготовки для руководителей научно-образовательных организаций «Управление портфелем академических продуктов». О ее ключевых задачах и возможностях РБК Тюмень рассказал Андрей Щербенок, профессор, руководитель программ бакалавриата МШУ «Сколково» и директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ.
— Андрей, расскажите, пожалуйста, зачем руководителям университетов, исследовательских институтов и центров учиться стратегическому управлению академическими продуктами? Разве они изначально не должны быть хорошими управленцами?
— Ситуация такова, что для академических организаций характерны слабые связи. Отдельные подразделения, проекты и даже сотрудники тяготеют к автономии. В результате продукты, например, университета в его естественном состоянии — это мозаика из образовательных программ и исследовательских проектов. Это нормально, если у вас избыток ресурсов. Но ресурсов — и кадровых, и организационных, и финансовых — обычно не хватает. И тогда управление академическими продуктами как портфелем становится совершенно необходимо. Наша программа «как раз и позволит руководителям посмотреть на продуктовые предложения своих организаций как на единый портфель и увидеть возможности для его системного развития.
— Отличается ли программа, разработанная ТюмГУ, от других программ про «продуктовый подход», и если да, то чем?
— Конечно. Отличие в том, что мы сконцентрировались именно на управлении академическими продуктами, которые имеют свою специфику. Наша целевая аудитория — это руководители университетов и научных организаций, поэтому программа учитывает как принципиальные особенности управления академическими продуктами, так и административные барьеры и социокультурные стереотипы, с которыми наши потенциальные слушатели сталкиваются ежедневно.
— Какие блоки включены в программу?
— Они обширны, но основные из них — это управление трансформациями академических организаций, продуктовое управление результатами научно-исследовательской работы, управление образовательными продуктами, универсальные инструменты портфельного управления продуктами, ИТ-решения для управления академическими продуктами и др.
— Для чего в программу внедрен образовательный онлайн-модуль «Chief Product Officer» («Директор по продукту»), если программа не для подготовки product-менеджеров?
— Теория и практика управления портфелями продуктов в основном развивалась за пределами академической сферы. Бизнес всегда работал в продуктовой логике, и поэтому именно в области управления компаниями сосредоточена основная экспертиза по портфельному менеджменту. В последние десятилетия университеты позаимствовали из бизнеса множество управленческих инструментов, сейчас настало время посмотреть на то, что можно взять оттуда в сфере портфельного управления продуктами. Онлайн-модуль «Chief Product Officer» от МШУ «Сколково», который вошел в нашу программу, — это многократно апробированный образовательный продукт для самых разных слушателей, гарантирующий формирование базовых представлений в области продуктовой теории и универсальных практик управления продуктами.
— Каким будет следующий модуль?
— Второй offline-модуль будет посвящен возможностям адаптации инструментов продуктового управления к академическим продуктам организаций-участников. Он будет включать в себя интенсивную проектную работу, где участники смогут сформулировать проекты развития собственных университетов и получить фидбек от коллег, руководителей программы и приглашенных экспертов.
— При этом у вас запланированы и зарубежные стажировки?
— Да, и они обязательные — всего запланированы две. Нам важно дать возможность слушателям программ непосредственно познакомиться с зарубежными практиками управления академическими продуктами университета. Какие-то из них можно будет адаптировать для России. Кроме того, контакты с зарубежными коллегами помогут слушателям создать совместные продукты в рамках новых направлений международного сотрудничества.