От первого лица , Тюмень ,  
0 

Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

2024 г. был объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом семьи. И это имеет прямое отношение и к бизнесу: по оценкам Торгово-промышленной палаты РФ, 74% компаний в стране можно отнести к семейным. О том, чем отличается семейный бизнес от обычного и помогает ли такой подход в его развитии, РБК Тюмень рассказала Светлана Раца, основатель бизнес-отеля «Евразия» и центра аллергии и астмы «Парацельс».

— Светлана, вы ведете семейный бизнес, который уже устоялся, показал свою жизнеспособность, а значит, вы можете делать определенные выводы как владелец. На ваш взгляд, семейный подход к бизнесу помогает в его развитии? И если да, то как?

— Действительно, свой бизнес мы ведем с супругом совместно с 1999 года. До этого он справлялся один, но кризис 1998 года сильно ударил по его проектам, а я не смогла остаться в стороне — поняла, что ему нужны мои финансовые знания. Собственно, с этого и началось наше не только семейное, но и бизнес-партнерство.

Слово партнерство в контексте семейного бизнеса мне очень нравится — оно предполагает равно уважительное отношение к ролям. И я бы всем советовала до начала любого бизнес-проекта хоть с кем, но особенно в семье, обсудить детали партнерства, зафиксировать договоренности и периодически возвращаться к их пересмотру. В начале пути мы так не делали, так как не было столько опыта, как сейчас. Нам как-то удалось и строить бизнес, и сохранять семью. Но если бы был шанс пройти этот путь второй раз, я бы проговорила с супругом основные принципы партнерства заранее, и уверена — это сделало бы нас сильнее и эффективнее.

Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

Особенности семейного бизнеса проявляются еще и в характере управления, когда коллектив, команда воспринимается как часть семьи. Возможно, это особенность тех сфер жизни, в которых мы строим свои бизнес-проекты. И гостиничный бизнес, и медицина — это дело, в котором одни люди оказывают услуги другим людям, люди для людей. И эта «человекозависимость» требует огромного внимания к сотрудникам, к их внутреннему миру, эмоциональному состоянию, жизненным ситуациям, стремлениям и мечтам.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, я бы сказала так: у меня нет готового ответа, и опыт одной пары может не подойти другим. Скорее всего, важнее в семейном бизнесе осознание супругами особенностей такого партнерства, проговаривание своих позиций и обоюдное желание искать компромисс.

— Но наверняка есть и обратная сторона медали — не отражается ли негативно совместное ведение бизнеса на взаимоотношениях с родственниками? Удается ли рабочие вопросы оставлять на работе?

— У семейного бизнеса есть свои плюсы и минусы. Из плюсов — оба участника процесса строят бизнес, который усилит их обоих, принесет благосостояние в семью, прибыль останется в семье, а не будет делиться, как в случае с посторонними партнерами. Но есть и «подводные камни», и главный из них — планерка из офиса перемещается в дом, за обеденный стол в выходные, а иногда и в спальню. В результате совместное время с мужем уже ничем не отличается от рабочего времени. Стоит больших усилий удержать себя от такого погружения в операционку. И если между партнерами в бизнесе возникают конфликты, то в случае семейного бизнеса эти же конфликты приходят в семью, что очень опасно. Мы тоже периодически приближались к таким моментам конфликта, но всегда вслух и про себя задавали вопрос — что важнее? И всегда отвечали — семья. Из позиции «мы вместе» уже проще найти выход из сложной ситуации.

Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

— Вы ведете бизнес не просто с родственниками, а с супругом. Удается ли опыт успешного партнерства в бизнесе переносить на личные отношения, чувствовать себя в них именно партнером? И хочется ли чувствовать себя именно партнером, а не просто женщиной, хранящей семейный очаг?

— Я думаю, что эти две сферы жизни — личные отношения с родным человеком и предпринимательская деятельность с ним же — взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. События и опыт в одной сфере непременно найдут свое отражение в другой. Я не очень верю в рассказы людей, что они могут быть с одной маской на работе и с другой в семье, особенно когда и семья, и работа переплетены. И вообще, если люди долго вместе, то маски уже условны, все равно ты видишь и чувствуешь своего супруга очень чутко и пристально. И если в одной сфере жизни все хорошо — это дает поддержку другой сфере. Например, в пандемию наш бизнес проходил через большие испытания, решения давались с большим трудом, и именно в это время поддержка между нами возросла не только на работе, но и дома. Так что в семейном бизнесе нельзя разделить опыт на только рабочий или только домашний.

Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

Другое дело роли. Ты можешь быть руководителем на работе, но дома захочется снять с себя эту ношу. Я знаю примеры, когда в семейном бизнесе лидер мужчина, а дома он отдал полномочия в принятии решений жене. Тут тоже возможны варианты. И это тоже вопрос договоренностей. Если когда-то в начале своей семейной жизни люди договорились, что супруг работает в бизнесе, а супруга не просто «хранит семейный очаг», а работает в доме, создавая уют и обеспечивая комфортную жизнь всей семьи, — это прекрасно. Надо только сразу договориться и о ситуации, когда эти договоренности захочется поменять. Мы часто сейчас видим примеры, когда женщина воспитала детей, помогла мужу стать успешным предпринимателем, а потом, годам к пятидесяти, почувствовала желание реализоваться в чем-то еще — в хобби, в творчестве, в предпринимательстве. И не всегда это ее желание приветствуется супругом, потому что люди тревожатся от изменений в привычном течении жизни, а свою тревогу выплескивают на близкого человека.

Супругам, которые оба в бизнесе, на мой взгляд, легче. Они уже научились договариваться: раз их бизнес развивается, значит они смогут договориться, если их личные цели поменяются. Но договороспособность тут ключевой навык.

— А что касается создания команды — придерживаетесь ли в выстраивании взаимоотношений внутри рабочего коллектива семейного подхода?

— Смотря что считать семейным подходом. При подборе людей в команду точно не придерживаюсь, стараюсь находить профессионалов, которым интересен наш бренд и наш бизнес, у которых есть энергия. Одно время у нас в компаниях существовал запрет на работу членов семьи и родственников вместе. Но во времена кадрового голода пришлось отступить от этого принципа. И если объективно человек профессионален, клиентоориентирован и ответственен, то он сможет эффективно работать и с родственниками и без. Но все равно увольнение сотрудника по конфликтным причинам, когда его родственники продолжают работать, — это сложная ситуация для компании и для команды, лучше ее избегать. Поэтому я отвечу так: в семье мы многое прощаем, тоньше чувствуем друг друга и меньше придерживаемся правил-стандартов, а в бизнесе подходы пожестче, взаимоотношения строятся структурнее и более регламентированы.

— По сути, и ваш бизнес — отели и медицинский центр — направлены на семьи: семейный отдых, лечение членов семьи. Трудно ли работать в подобной нише? Надо ведь иметь подход к разным людям — от очень маленьких членов семьи до возрастных?

— У нас действительно очень много семейной аудитории и среди гостей в отеле «Евразия», и среди пациентов в центре аллергии и астмы «Парацельс». У семей особые запросы в путешествиях, их обязательно нужно учитывать. Очень приятно видеть, как вся семья идет в СПА в отеле и халаты надеты не только на родителях, но и на ребенке, и этот халат ему по размеру. Если в семье аллергик, то объяснить особенности течения болезни и организации быта нужно не только маме, но и папе, а часто и бабушке с дедушкой. По многообразию запросов, конечно, это трудная аудитория. Но она и более лояльная в случае удовлетворения своих запросов, мы видим это и по повторным приездам, и по тому, что целые семьи уже являются нашими пациентами в течение 20 лет работы центра «Парацельс». Поэтому я бы сказала, что семейные гости и семьи-пациенты — это и трудное, но благодарное сотрудничество.

— 2024-й год объявлен Годом семьи, хотелось бы поговорить о бизнесе в этом ключе — как о ребенке. Вашему отелю 15 лет, центру «Парацельс» — 20. Если проводить аналогию с ребенком, трудно ли было взрастить такие детища? Что пришлось в них вложить — время, деньги, приходилось ли чем-то жертвовать ради этого?

— Я часто говорю и думаю о бизнесе как о ребенке, хотя понимаю, что тут есть определенная доля преувеличения. Ребенка вы вряд ли вычеркните из своего сердца, даже когда он станет взрослый и сам создаст свою семью. А бизнес все-таки можно продать, найдя ему новые заботливые руки. Однако пока ты в процессе развития бизнеса, отношение как к ребенку присутствует — это и внимание, и забота, и любовь, и бессонные ночи, и радость со слезами на глазах. Но слово «жертва» я бы не употребила, это осознанный выбор — быть предпринимателем, он сделан, и ты идешь по этому пути. Я бы слово «жертва» и в отношении детей не использовала. От этого слова легко можно прийти к взаимным упрекам и претензиям, если ребенок эту «жертву» не оправдал, не исполнил что-то, что было задумано его родителем. И тут тоже кроется существенное различие между отношением к ребенку и отношением к бизнесу: ребенок — это личность, отдельное существо, за становление которого несут ответственность родители. Когда он вырос, состоялся как личность, он должен идти своим путем, самостоятельно определять цели и принципы своего существования. Бизнес же — процесс, управление которым заканчивается вместе с его закрытием или продажей, он может быть лучше или хуже управляемым, требовать больше времени или меньше, но вряд ли его можно отпустить совсем в свободное плаванье.

Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

— Можно ли оба ваши бизнеса назвать уже повзрослевшими детьми? Или они еще в стадии роста и взросления? Каким вы видите их дальнейший путь?

— Если продолжить вашу аналогию с детьми, то ведь и у детей кризисы приходят не в одинаковом возрасте. Кто-то спокойно проживает пубертат, а потом к середине жизни вдруг вступает в такую турбулентность, что все окружающие потрясены. А кто-то в раннем возрасте заставляет родителей понервничать, зато потом живет цельным и интересным человеком.

У бизнесов похожая история, с одной разницей, на мой взгляд. У бизнесов кризисы при грамотном подходе — вполне себе просчитываемая история. Чаще всего кризис — несвоевременный учет обстоятельств, пренебрежение сигналами рынка. Это легче прогнозируется, чем поведение подростка.

Оба наши бизнеса за последние четыре года подверглись существенным изменениям, как и вся экономика. Оба бизнеса сейчас в стадии трансформации и роста, что требует внимания и заботы. А дальнейший путь будет зависеть от наших усилий, от долгосрочных планов, насколько реалистично мы их сделаем и как будем претворять в жизнь. Был период, когда мне очень хотелось масштабироваться, расти количественно. В этом процессе очень важна стандартизация всех бизнес-процессов. В какой-то момент мне показалось, что при повышенном внимании на стандарты теряется что-то важное в процессе, смыслы размываются. И рост.

Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса

— Считается, что семейная пара должна родить как минимум двоих детей, но в идеале — троих, и это соответствует идеологии Года семьи. Не планировали ли открыть еще один бизнес и почему?

— Мы пока еще не ставим точку и не закрываем никакие двери. Я законченный перфекционист и считаю, что в наших бизнес-проектах есть над чем работать, есть куда расти и совершенствоваться. Однако и новые идеи постоянно попадают нам на глаза. Но мы не кидаемся сломя голову в первый предложенный проект. Жизнь научила нас просчитывать финмодели, управлять рисками. И хоть я и не перестаю удивляться сюрпризам в нашей предпринимательской деятельности, но такая жизнь захватывает, поэтому все может быть.


Реклама. ООО «Управляющая компания Евразия». ИНН 7202146453. Сайт.

От первого лица «Загород Экспо» как отражение трендов рынка загородной недвижимости
Материалы выпуска
От первого лица Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса
От первого лица «Загород Экспо» как отражение трендов рынка загородной недвижимости
От первого лица General Invest: инвестиции с акцентом на доверие
От первого лица Ульяна Раведовская: «Педагогическое образование требует обновления»
От первого лица Роман Дубинский — о кибербезопасности, ИИ и поддержке бизнеса
От первого лица ТюмГУ запустил программу по управлению портфелем академических продуктов
От первого лица Оптимизация бизнес-процессов: прогрессивные решения и сокращение затрат
От первого лица ВЗКСМ начал производство кирпича, способного заменить европейские аналоги
От первого лица Технологичность и комплексность решений для бизнеса — приоритеты ПСБ
От первого лица Безопасность на промышленном гиганте – заводе СИБУРа. Как это работает?
От первого лица Рост б/у предметов и новые услуги – изменения рынка лизинга в 2023 году
От первого лица Лаборатории «Азбука Мед»: скорость, которая имеет значение
Содержание
Закрыть