2024 г. был объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом семьи. И это имеет прямое отношение и к бизнесу: по оценкам Торгово-промышленной палаты РФ, 74% компаний в стране можно отнести к семейным. О том, чем отличается семейный бизнес от обычного и помогает ли такой подход в его развитии, РБК Тюмень рассказала Светлана Раца, основатель бизнес-отеля «Евразия» и центра аллергии и астмы «Парацельс».
— Светлана, вы ведете семейный бизнес, который уже устоялся, показал свою жизнеспособность, а значит, вы можете делать определенные выводы как владелец. На ваш взгляд, семейный подход к бизнесу помогает в его развитии? И если да, то как?
— Действительно, свой бизнес мы ведем с супругом совместно с 1999 года. До этого он справлялся один, но кризис 1998 года сильно ударил по его проектам, а я не смогла остаться в стороне — поняла, что ему нужны мои финансовые знания. Собственно, с этого и началось наше не только семейное, но и бизнес-партнерство.
Слово партнерство в контексте семейного бизнеса мне очень нравится — оно предполагает равно уважительное отношение к ролям. И я бы всем советовала до начала любого бизнес-проекта хоть с кем, но особенно в семье, обсудить детали партнерства, зафиксировать договоренности и периодически возвращаться к их пересмотру. В начале пути мы так не делали, так как не было столько опыта, как сейчас. Нам как-то удалось и строить бизнес, и сохранять семью. Но если бы был шанс пройти этот путь второй раз, я бы проговорила с супругом основные принципы партнерства заранее, и уверена — это сделало бы нас сильнее и эффективнее.
Особенности семейного бизнеса проявляются еще и в характере управления, когда коллектив, команда воспринимается как часть семьи. Возможно, это особенность тех сфер жизни, в которых мы строим свои бизнес-проекты. И гостиничный бизнес, и медицина — это дело, в котором одни люди оказывают услуги другим людям, люди для людей. И эта «человекозависимость» требует огромного внимания к сотрудникам, к их внутреннему миру, эмоциональному состоянию, жизненным ситуациям, стремлениям и мечтам.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, я бы сказала так: у меня нет готового ответа, и опыт одной пары может не подойти другим. Скорее всего, важнее в семейном бизнесе осознание супругами особенностей такого партнерства, проговаривание своих позиций и обоюдное желание искать компромисс.
— Но наверняка есть и обратная сторона медали — не отражается ли негативно совместное ведение бизнеса на взаимоотношениях с родственниками? Удается ли рабочие вопросы оставлять на работе?
— У семейного бизнеса есть свои плюсы и минусы. Из плюсов — оба участника процесса строят бизнес, который усилит их обоих, принесет благосостояние в семью, прибыль останется в семье, а не будет делиться, как в случае с посторонними партнерами. Но есть и «подводные камни», и главный из них — планерка из офиса перемещается в дом, за обеденный стол в выходные, а иногда и в спальню. В результате совместное время с мужем уже ничем не отличается от рабочего времени. Стоит больших усилий удержать себя от такого погружения в операционку. И если между партнерами в бизнесе возникают конфликты, то в случае семейного бизнеса эти же конфликты приходят в семью, что очень опасно. Мы тоже периодически приближались к таким моментам конфликта, но всегда вслух и про себя задавали вопрос — что важнее? И всегда отвечали — семья. Из позиции «мы вместе» уже проще найти выход из сложной ситуации.
— Вы ведете бизнес не просто с родственниками, а с супругом. Удается ли опыт успешного партнерства в бизнесе переносить на личные отношения, чувствовать себя в них именно партнером? И хочется ли чувствовать себя именно партнером, а не просто женщиной, хранящей семейный очаг?
— Я думаю, что эти две сферы жизни — личные отношения с родным человеком и предпринимательская деятельность с ним же — взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. События и опыт в одной сфере непременно найдут свое отражение в другой. Я не очень верю в рассказы людей, что они могут быть с одной маской на работе и с другой в семье, особенно когда и семья, и работа переплетены. И вообще, если люди долго вместе, то маски уже условны, все равно ты видишь и чувствуешь своего супруга очень чутко и пристально. И если в одной сфере жизни все хорошо — это дает поддержку другой сфере. Например, в пандемию наш бизнес проходил через большие испытания, решения давались с большим трудом, и именно в это время поддержка между нами возросла не только на работе, но и дома. Так что в семейном бизнесе нельзя разделить опыт на только рабочий или только домашний.
Другое дело роли. Ты можешь быть руководителем на работе, но дома захочется снять с себя эту ношу. Я знаю примеры, когда в семейном бизнесе лидер мужчина, а дома он отдал полномочия в принятии решений жене. Тут тоже возможны варианты. И это тоже вопрос договоренностей. Если когда-то в начале своей семейной жизни люди договорились, что супруг работает в бизнесе, а супруга не просто «хранит семейный очаг», а работает в доме, создавая уют и обеспечивая комфортную жизнь всей семьи, — это прекрасно. Надо только сразу договориться и о ситуации, когда эти договоренности захочется поменять. Мы часто сейчас видим примеры, когда женщина воспитала детей, помогла мужу стать успешным предпринимателем, а потом, годам к пятидесяти, почувствовала желание реализоваться в чем-то еще — в хобби, в творчестве, в предпринимательстве. И не всегда это ее желание приветствуется супругом, потому что люди тревожатся от изменений в привычном течении жизни, а свою тревогу выплескивают на близкого человека.
Супругам, которые оба в бизнесе, на мой взгляд, легче. Они уже научились договариваться: раз их бизнес развивается, значит они смогут договориться, если их личные цели поменяются. Но договороспособность тут ключевой навык.
— А что касается создания команды — придерживаетесь ли в выстраивании взаимоотношений внутри рабочего коллектива семейного подхода?
— Смотря что считать семейным подходом. При подборе людей в команду точно не придерживаюсь, стараюсь находить профессионалов, которым интересен наш бренд и наш бизнес, у которых есть энергия. Одно время у нас в компаниях существовал запрет на работу членов семьи и родственников вместе. Но во времена кадрового голода пришлось отступить от этого принципа. И если объективно человек профессионален, клиентоориентирован и ответственен, то он сможет эффективно работать и с родственниками и без. Но все равно увольнение сотрудника по конфликтным причинам, когда его родственники продолжают работать, — это сложная ситуация для компании и для команды, лучше ее избегать. Поэтому я отвечу так: в семье мы многое прощаем, тоньше чувствуем друг друга и меньше придерживаемся правил-стандартов, а в бизнесе подходы пожестче, взаимоотношения строятся структурнее и более регламентированы.
— По сути, и ваш бизнес — отели и медицинский центр — направлены на семьи: семейный отдых, лечение членов семьи. Трудно ли работать в подобной нише? Надо ведь иметь подход к разным людям — от очень маленьких членов семьи до возрастных?
— У нас действительно очень много семейной аудитории и среди гостей в отеле «Евразия», и среди пациентов в центре аллергии и астмы «Парацельс». У семей особые запросы в путешествиях, их обязательно нужно учитывать. Очень приятно видеть, как вся семья идет в СПА в отеле и халаты надеты не только на родителях, но и на ребенке, и этот халат ему по размеру. Если в семье аллергик, то объяснить особенности течения болезни и организации быта нужно не только маме, но и папе, а часто и бабушке с дедушкой. По многообразию запросов, конечно, это трудная аудитория. Но она и более лояльная в случае удовлетворения своих запросов, мы видим это и по повторным приездам, и по тому, что целые семьи уже являются нашими пациентами в течение 20 лет работы центра «Парацельс». Поэтому я бы сказала, что семейные гости и семьи-пациенты — это и трудное, но благодарное сотрудничество.
— 2024-й год объявлен Годом семьи, хотелось бы поговорить о бизнесе в этом ключе — как о ребенке. Вашему отелю 15 лет, центру «Парацельс» — 20. Если проводить аналогию с ребенком, трудно ли было взрастить такие детища? Что пришлось в них вложить — время, деньги, приходилось ли чем-то жертвовать ради этого?
— Я часто говорю и думаю о бизнесе как о ребенке, хотя понимаю, что тут есть определенная доля преувеличения. Ребенка вы вряд ли вычеркните из своего сердца, даже когда он станет взрослый и сам создаст свою семью. А бизнес все-таки можно продать, найдя ему новые заботливые руки. Однако пока ты в процессе развития бизнеса, отношение как к ребенку присутствует — это и внимание, и забота, и любовь, и бессонные ночи, и радость со слезами на глазах. Но слово «жертва» я бы не употребила, это осознанный выбор — быть предпринимателем, он сделан, и ты идешь по этому пути. Я бы слово «жертва» и в отношении детей не использовала. От этого слова легко можно прийти к взаимным упрекам и претензиям, если ребенок эту «жертву» не оправдал, не исполнил что-то, что было задумано его родителем. И тут тоже кроется существенное различие между отношением к ребенку и отношением к бизнесу: ребенок — это личность, отдельное существо, за становление которого несут ответственность родители. Когда он вырос, состоялся как личность, он должен идти своим путем, самостоятельно определять цели и принципы своего существования. Бизнес же — процесс, управление которым заканчивается вместе с его закрытием или продажей, он может быть лучше или хуже управляемым, требовать больше времени или меньше, но вряд ли его можно отпустить совсем в свободное плаванье.
— Можно ли оба ваши бизнеса назвать уже повзрослевшими детьми? Или они еще в стадии роста и взросления? Каким вы видите их дальнейший путь?
— Если продолжить вашу аналогию с детьми, то ведь и у детей кризисы приходят не в одинаковом возрасте. Кто-то спокойно проживает пубертат, а потом к середине жизни вдруг вступает в такую турбулентность, что все окружающие потрясены. А кто-то в раннем возрасте заставляет родителей понервничать, зато потом живет цельным и интересным человеком.
У бизнесов похожая история, с одной разницей, на мой взгляд. У бизнесов кризисы при грамотном подходе — вполне себе просчитываемая история. Чаще всего кризис — несвоевременный учет обстоятельств, пренебрежение сигналами рынка. Это легче прогнозируется, чем поведение подростка.
Оба наши бизнеса за последние четыре года подверглись существенным изменениям, как и вся экономика. Оба бизнеса сейчас в стадии трансформации и роста, что требует внимания и заботы. А дальнейший путь будет зависеть от наших усилий, от долгосрочных планов, насколько реалистично мы их сделаем и как будем претворять в жизнь. Был период, когда мне очень хотелось масштабироваться, расти количественно. В этом процессе очень важна стандартизация всех бизнес-процессов. В какой-то момент мне показалось, что при повышенном внимании на стандарты теряется что-то важное в процессе, смыслы размываются. И рост.
— Считается, что семейная пара должна родить как минимум двоих детей, но в идеале — троих, и это соответствует идеологии Года семьи. Не планировали ли открыть еще один бизнес и почему?
— Мы пока еще не ставим точку и не закрываем никакие двери. Я законченный перфекционист и считаю, что в наших бизнес-проектах есть над чем работать, есть куда расти и совершенствоваться. Однако и новые идеи постоянно попадают нам на глаза. Но мы не кидаемся сломя голову в первый предложенный проект. Жизнь научила нас просчитывать финмодели, управлять рисками. И хоть я и не перестаю удивляться сюрпризам в нашей предпринимательской деятельности, но такая жизнь захватывает, поэтому все может быть.
Реклама. ООО «Управляющая компания Евразия». ИНН 7202146453. Сайт.