Оптимизация бизнес-процессов становится важной составляющей для успешного развития компании. Сильнейший толчок она получила в период пандемии коронавируса, и сейчас уже только набирает обороты. О возможностях оптимизации операционной деятельности бизнеса рассказала Александра Кудимова, исполнительный директор компании «Анлим-Софт».
— Любая оптимизация бизнес-процессов направлена на улучшение контроля, скорость принятия решений и, что самое важное, сокращение издержек. Но как собственнику бизнеса или руководителю понять, что пора оптимизировать операционную деятельность компании — есть ли ключевые маркеры, сигнализирующие об этом?
— Оптимизация — это непрерывный процесс совершенствования, который не должен происходить только на основании какого-то триггера. Если такой триггер появился, значит проблема уже стала острой. Чтобы оставаться на волне, выдерживать конкуренцию, темп рынка, нужно постоянно работать над автоматизацией и оптимизацией. Потому что то, что было хорошо год назад, в настоящее время уже может быть неактуальным. Поэтому каких-то явных триггеров, на мой взгляд, у успешного бизнеса быть не должно.
— Отсутствие оптимизации, автоматизации может дать какой-то глобальный негативный результат компании?
— К негативному результату можно прийти как действием, так и бездействием. Оптимизация должна быть правильной, планомерной, логически завершенной. Об этом иногда компании забывают. Тратятся огромные ресурсы на исследование процессов, по итогу которых выявляются какие-то проблемы. Но это еще не решение. Дальше нужно определять, что с ними делать и как меняться. Этот период трансформации достаточно сложный. Люди меняются очень тяжело. Особенно осознавая, что любое изменение влечет за собой риск. Но если вы решились начать процесс оптимизации, должны его обязательно закончить. А сделать это можно, только трансформировав процессы, убрав слабые места, максимально сократив влияние человеческого фактора.
— Как изменилось восприятие процессов оптимизации и цифровизации компаниями в условиях геополитических трансформаций?
— Процесс замещения начал работать. Не на бумаге, а на деле. В то же время компании столкнулись с определенными проблемами: специализированное ПО заменить достаточно сложно. Представьте, вы долго выстраиваете процессы на зарубежном решении, затем остаетесь без него, а готовых отечественных аналогов просто нет.
Сложные отраслевые решения заместить сложно. Вспомним, например, компанию Autodesk. Накануне ее ухода с нашего рынка, вышло Постановление Правительства РФ № 331, в котором строительные компании, работающие по госконтракту, обязали предоставлять модели в BIM. Вскоре компания объявила об уходе. Сложилась ситуация, при которой в BIM перейти необходимо, а готовых отечественных решений у нас нет. Поэтому сроки вступления в силу этого постановления неоднократно смещались. По последней информации, оно назначено на 1 июля 2024 года. С одной стороны, кажется, что время еще есть, с другой — впереди много работы для компаний-разработчиков.
Кроме того, подстроить все процессы под новое решение по щелчку пальцев невозможно. Возможно, поэтому растет ценность заказной разработки, которая учитывает особенности внутренней системы и помогает грамотно оптимизировать работу.
— Как вы работаете по оптимизации? Как помогаете бизнесу?
— Мы работаем по двум направлениям — внедрение готовых продуктов, которые мы уже создали, и заказная разработка, когда мы решаем конкретную задачу заказчика. Эта задача никогда не берется из ниоткуда, она берется из проблемы. Первое, с чего мы всегда начинаем, — интервьюирование и обследование процессов, потому что проблема в голове руководителя может выглядеть иначе по сравнению с фактом. Мы изучаем процессы, анализируем их, выявляем провальные, дублирующие, ненужные операции. На основании результатов представляем процесс, каким он может быть с применением цифровизации и оптимизации. После этого готовим техническое задание на разработку.
Каждый раз, когда мы создаем решение, стараемся поставить себя на место заказчика. Пример тому — наш проект по эксплуатации и обслуживанию здания. Помимо оцифровки процесса строительства, у нас есть задача передать всю накопленную документацию в обслуживающую организацию и обеспечить контроль ее работы. Как это сделать? Как контролировать, что специалисты на самом деле качественно и своевременно обслуживают переданные им здания, системы, оборудование? Конечно, есть нормативы, которые четко определяют, когда, каким образом и как часто должно проводиться обслуживание. Допустим, что по актам все проверено, все работает, производится оплата. Но были ли по факту специалисты и осматривали ли объект, остается большой загадкой. Контролировать по системам видеонаблюдения — неэффективно, отслеживать по QR-кодам — аналогично. Так мы пришли к RFID-меткам, считывание которых требует присутствия. Ограничение по дальности, наличие считывателя с нашим ПО позволяет контролировать присутствие человека, количество времени, которое он провел около оборудования, позволяет выставлять ему чек-листы в приложении, в которых прописаны все необходимые действия. Вся эта информация хранится в верхнеуровневой системе и позволяет сформировать реальную картину по итогам деятельности.
Такой индивидуальный подход помог родиться системе LOCUS. У одного из наших партнеров, занимающегося строительными проектами, назрел целый пул проблем, они уже не знали, как их решать с помощью стандартных средств: бумаги, Excel и почты. Мы взяли их опыт, знания и воплотили в цифре. Основная задача, которую должна была решать система, — оптимизация времени. А значит, и денег. В строительстве сложно оптимизировать по времени непосредственно строительные работы, возведение этажей, например, есть определенные нормативы. Но можно оптимизировать сопутствующие процессы.
— В чем суть этого решения? Чем оно помогает строительным компаниям?
— Строительная отрасль очень регламентирована, необходимо понимать, какая документация нужна, в какой форме она должна предоставляться, чтобы ее приняли без замечаний и возвратов. Мы сосредоточились на решении этой проблемы. В результате создали единое информационное пространство, в котором гармонично сосуществуют все участники строительного цикла: заказчик, генеральный подрядчик, подрядчики и проектировщик, который выполняет функцию надзора и контролирует, чтобы строили то, что было предусмотрено по проекту, и из того, что было запланировано. Все они коммуницируют в рамках системы. Процессы привязаны к логической цепочке, которая утверждена на стройке: сначала согласование проекта, затем распределение работ, принятие необходимых материалов и оборудования, фиксация факта выполнения работ, принятие работ строительным контролем. И только после этого — формирование исполнительной документации.
Мы прорабатывали именно нормативную составляющую. Поэтому система не выступает просто хранилищем форм документов, она используется в качестве интеллектуального помощника. Если, например, я как подрядчик занимаюсь отделочными работами, соответственно, при назначении этого вида работ система сама будет подсказывать, какие документы и в какой форме должны быть сформированы, на каком этапе. Чтобы потом не было проблем с их закрытием и получением средств.
— LOCUS уже используют в реальных процессах?
— Решение выпущено в этом году, и мы пока находимся в процессе тестирования на реальных пользователях. Не так давно мы публично заявляли о том, что до конца года готовы предоставлять систему в пилоты бесплатно, в обмен на обратную связь. Акция действует до сих пор.
Сейчас у нас три пилотных проекта: с девелоперской компанией в Тюмени и двумя строительными компаниями в Новосибирске. Мы намеренно взяли разные объекты: в Тюмени — строительство жилого комплекса, в Новосибирске — муниципальные объекты и специальные виды работ.
— На какие глобальные результаты может рассчитывать компания после внедрения LOCUS?
— Экономия денег и времени. Рациональное и правильное управление ресурсами. Четкое понимание того, как работает генеральный подрядчик и подрядчики.
Реклама. Рекламодатель: ООО «Анлим — Софт». ОГРН 1178617016050. Сайт