#2 Первые лица, 8 апреля
От первого лица , Тюмень ,  
0 

Безопасность на промышленном гиганте – заводе СИБУРа. Как это работает?

Павел Силич, директор по охране труда и промышленной безопасности «ЗапСибНефтехима». (Фото: «СИБУР»).
Павел Силич, директор по охране труда и промышленной безопасности «ЗапСибНефтехима». (Фото: «СИБУР»).
Директор по охране труда и промышленной безопасности «ЗапСибНефтехима» Павел Силич об ответственности каждого, интеллектуальных системах и человеческом факторе

Сегодня на предприятии СИБУРа в Тобольске трудятся 3 700 человек. Это большая цифра, при этом нефтегазохимический комплекс — потенциально опасный промышленный объект. Персонал имеет дело с углеводородами, реагентами, горячей водой, паром, трубопроводами под давлением, высоким напряжением, уникальным оборудованием. Это гигантский объект на площади в 2 000 гектаров. Всё это нужно обслуживать, профилактировать, содержать в порядке. Правило № 1 для всех производств безопасность превыше всего. А как дела обстоят на практике? Об этом рассказал директор по охране труда и промышленной безопасности «ЗапСибНефтехима» Павел Силич.
 
— Система безопасности на таком большом производстве — как она устроена? Разве можно уследить за каждым?
 
— На «ЗапСибНефтехиме», как и на всех предприятиях СИБУРа, живут по принципу «Безопасность без компромиссов». Мы выступаем за безусловный приоритет жизни и здоровья человека над всем остальным. Призываем неукоснительно соблюдать правила, не деля их на главные и второстепенные. А еще у нас в компании установка — за безопасность отвечает каждый! В том числе и за безопасность «соседа» — если он без каски, сделай замечание, это потенциально опасное действие. А есть еще потенциально опасное условие, например, крюк из земли торчит. И если работник увидел этот крюк и прошел мимо, это неправильно. Значит он «потакает» потенциально опасному условию. Закрепить за каждым «кустом» и агрегатом специалиста ОТиПБ невозможно, да и неправильно.

Собственно служба охраны труда и промышленной безопасности на заводе состоит из 23 сотрудников. В их задачи входит проведение инструктажей, профилактических бесед, контроль. В этом им помогают уполномоченные по охране труда – это еще 27 сотрудников завода, не входящих в службу ОТиПБ. В своих цехах они замечают, фиксируют и пресекают нарушения среди коллег и работников подрядных организаций. Своим примером показывают, что такое безопасный труд. Несут культуру безопасности «в массы».

(Фото: «СИБУР»).
(Фото: «СИБУР»).

— Бытует мнение, что водительский стаж напрямую влияет на аварийность: неопытные ошибаются по незнанию, опытных подводит самоуверенность. Это же не только на дороге так?

— Вообще, безопасность не терпит крайностей. Не нужно перестраховываться, но и не нужно быть беспечным. Главное, повторюсь, знать правила и неукоснительно их соблюдать, всегда и везде, не напоказ, не для проверяющих, не чтобы сдать экзамен, а для себя. В тему ДТП: хороший водитель всегда покажет поворотник, едет за ним кто-то или нет. Это у него на подкорке, в его культуре, на уровне мышечной памяти. Казалось бы, мелочь, но когда-нибудь этот поворотник может спасти ему либо кому-то другому жизнь.

— Безопасное выполнение работ на производстве — где начинается ответственность работодателя?

— Задача предприятия — чтобы каждый работник, пересекающий черту промзоны, знал «правила игры», прошел инструктажи, сдал экзамен по охране труда, был обеспечен качественной спецодеждой, приборами безопасности и предупрежден о наличии опасных зон (они должны быть специальным образом обозначены). В наиболее потенциально опасных местах устанавливаем физические барьеры. Так, по программе «Азот» на «ЗапСибНефтехиме» на узлах, где содержатся агрессивные среды, применяется система промышленной блокировки Lockout/Tagout (LOTO). Ключ от такого «замка» есть только у начальника смены. Не говоря уже, что все съемные элементы или элементы под давлением на этих участках промаркированы желтым цветом, установлены стикеры «Азот».

(Фото: «СИБУР»).
(Фото: «СИБУР»).

Отдельно отмечу, что учим мы не просто правилам безопасного нахождения на площадке и производства работ. Персонал должен владеть алгоритмами действия в нештатных ситуациях — с тем, чтобы в случае необходимости выполнить их «на рефлексе». Приветствуется бдительность, разумное внимание к деталям. Это касается и подрядных организаций. Раньше нам было достаточно, что это лицензированная фирма, имеющая все необходимые допуски и разрешения.

Сегодня путь любого подрядчика на «ЗапСибНефтехим» лежит через «Полигон». Это обучающий курс, разработанный специально для сторонних организаций. Иными словами, хочешь работать на нефтегазохимическом комплексе — одних «корочек» недостаточно. Как результат, в остановочные ремонты этого года, когда на площадке работают десятки подрядных организации,  мы не получили ни одного ЧП «руками» подрядчика.

— Тем не менее в мае на предприятии погиб сотрудник — электромонтер, расследование этого смертельного несчастного случая недавно завершила государственная инспекция труда. Какие выводы сделали по результатам этого ЧП?

— Разбираясь в причинах произошедшего, мы по минутам восстановили события этого дня. Профильные службы «ЗапСибНефтехима» вошли в комиссию, созданную контролирующим органом для расследования несчастного случая. Хочу сказать, что при любых нарушениях техники безопасности, приведших или не приведших к трагедии, мы детально разбираем ситуацию: что привело к ошибке, где произошел сбой, как его можно было избежать? Главная цель при этом – понять, как не допустить повторения случившегося. Где-то достаточно провести беседу с персоналом, а где-то и установить физические барьеры — я уже приводил в пример LOTO. Из того же разряда практика, когда уже на КПП охранник проверяет у каждого в составе бригады три вещи: это наряд-допуск — чтобы ты был в него вписан, удостоверение — что ты обучен, и СИЗы — что они соответствуют характеру работ. И только если всё вышеперечисленное в порядке, ты сможешь зайти. Изучаем эту практику, будем внедрять. Ужесточили визуальный контроль за выполнением работ — все этапы пишет видеорегистратор, потенциально опасные места в электроустановках дополнительно промаркированы. Также будем инициировать изменения в корпоративную программу «ТокБезОпасности». И, конечно, повторили с сотрудниками: без наряда-допуска к месту выполнения работ — нельзя; предварительно прослушать инструктаж — обязательно.

(Фото: «СИБУР»).
(Фото: «СИБУР»).

— «ЗапСибНефтехим» — цифровой завод. Как автоматизация помогает трудиться безопасно?

— У нас внедряются цифровые наряд-допуски — приложение, где наряд-допуск оформляется, регистрируется, утверждается и подписывается электронной подписью. Для производственного контроля используется автоматизированная система проверок «Иди и смотри». Это тоже мобильное приложение, в котором проверяющий фиксирует свои наблюдения, а система по ходу задает специализированные вопросы, обращает его внимание на «узкие места» или выпадающие зоны, В дальнейшем  делает выводы о степени риска, выдает рекомендации по устранению проблем. Также на заводе эксплуатируется 10 устройств X-zone для контроля загазованности там, где стационарная система обнаружения газов неактивна или не предусмотрена проектом. За соблюдением правил охраны труда и промышленной безопасности и скоростного режима на территории предприятия наблюдают беспилотники. Они же используются для осмотра высотных объектов.

— Но ведь даже «железо» устает…

— А есть еще «мало опыта», или «я сто раз так делал», или «у меня в семье проблемы» — всё, что называют пресловутым человеческим фактором. Можно изолировать оборудование, всё по максимуму оцифровать, оснастить сигнальными системами, написать тысячу инструкций, провести десятки обучений. И это все, безусловно, надо делать и делается, но если человек встанет, пойдет и сделает неправильно, эти меры не помогут.

— Какой выход?

— Система управлением охраной труда — это в принципе такая материя, которая должна непрерывно развиваться. Наша задача как службы ОТиПБ — сохранять разумную настороженность, не снижать частоты очных (!) обучений, проводить «тревоги», оттачивать навыки. Задача каждого сотрудника — исполнять свою работу качественно, не отступая от «буквы» безопасности.

От первого лица Рост б/у предметов и новые услуги – изменения рынка лизинга в 2023 году
Материалы выпуска
От первого лица Альфа-Банк: меценатство и социальные проекты как приоритет
От первого лица Тюменский отельер рассказала об особенностях ведения семейного бизнеса
От первого лица «Загород Экспо» как отражение трендов рынка загородной недвижимости
От первого лица General Invest: инвестиции с акцентом на доверие
От первого лица Ульяна Раведовская: «Педагогическое образование требует обновления»
От первого лица Роман Дубинский — о кибербезопасности, ИИ и поддержке бизнеса
От первого лица ТюмГУ запустил программу по управлению портфелем академических продуктов
От первого лица Оптимизация бизнес-процессов: прогрессивные решения и сокращение затрат
От первого лица ВЗКСМ начал производство кирпича, способного заменить европейские аналоги
От первого лица Технологичность и комплексность решений для бизнеса — приоритеты ПСБ
От первого лица Безопасность на промышленном гиганте – заводе СИБУРа. Как это работает?
От первого лица Рост б/у предметов и новые услуги – изменения рынка лизинга в 2023 году
От первого лица Лаборатории «Азбука Мед»: скорость, которая имеет значение
Содержание
Закрыть