Проект уже второй год помогает заведениям сэкономить на доставке за счет недорогой и эффективной программы автоматизации доставки и заказов в точках общепита. На данный момент у компании на сопровождении более 300 заведений, среди которых есть и крупные сети: рестораны SobolevAliance, кофейни Garden, бургерные TeslaBurger, а также рестораны Дениса Иванова в Москве и Тюмени.
РБК Тюмень пообщался с одним из основателей проекта Игорем Лукиным. В интервью он рассказал о том, можно ли заработать на таком стартапе, с какими трудностями пришлось столкнуться при реализации проекта, а также поделился планами по его дальнейшему развитию.
— Как вы пришли к идее создания такого стартапа?
— Мы давно хотели заняться проектом в сфере IT. У совладельцев нашей сети суши-маркетов были свои наработки еще до старта проекта «Смартофуд». Так получилось, что я и мои партнеры хорошо разбираемся в HoReCa, так как работаем в сфере больше десяти лет и понимаем, с какими проблемами приходится сталкиваться рестораторам при запуске доставки. Изначально мы разрабатывали платформу для себя, но после того, как мы показали свои наработки предпринимателям, то увидели, что это весьма востребовано. Так пришла идея коммерциализировать проект. Мы также разработали универсальные шаблоны, визуально дорабатываемые под клиента, так заведение получает возможность в кратчайший срок запустить с нуля собственный полноценный сайт.
— Расскажите об основных преимуществах вашей платформы по сравнению с другими подобными сервисами?
— Нужно понимать, что подобные платформы пишут как раз IT-специалисты, соответственно, они подходят к решению проблем со своей стороны, не совсем понимая проблему, которую необходимо решить. Мы же, как рестораторы с двенадцатилетним опытом понимаем тонкости различных систем и как строятся их интеграции. Это же подтверждается тем фактом, что «Смартофуд» является единственным официальными партнером платформы IIKO в данном направлении. Например, за счет интеграции в IIKO при изменении цены или состава блюд программа автоматически меняет цены на сайте, в приложении и QR-меню (автоматизированной системе заказов в зале), что существенно облегчает жизнь сотрудникам заведений.
— Как вы планируете привлекать новых пользователей на вашу платформу?
— Сейчас мы работаем через дилерскую сеть IIKO, которая продает рестораторам программное обеспечение, торговое оборудование и, в том числе, нашу систему автоматизации доставки «Смартофуд». Кроме того, мы постепенно запускаем собственные каналы продаж.
— С какими главными трудностями вы столкнулись при запуске своего стартапа и как их преодолели?
— На самом деле, трудности были ожидаемы, и мы понимали, на что идем. Первым вызовом для нас стал процесс перехода с классической модели бизнеса на модель стартапа, когда нужно вкладывать деньги в платформу, не зарабатывая на ней. Это два совершенно разных подхода, но постепенно мы поняли, как это работает и как искать инвесторов. Более того, мы осознали, что стартапы – это никакое не шарлатанство, а имеющая право на жизнь модель развития бизнеса. Если бы мы пытались запуститься на собственные деньги, то развивались бы значительно медленнее, а на разработку ушло бы гораздо больше сил.
Сейчас мы можем себе позволить не ориентироваться на индивидуальные клиентские запросы, когда компании просят доработать продукт специально для них. Такие предложения довольно соблазнительны, поскольку это дополнительные деньги для стартапа, но они уводят нас в сторону от основной цели — построить глобальный продукт, которым будут пользоваться большинство ресторанов страны. Как правило, такие узкие запросы не востребованы среди широкого круга заведений. Кроме того, мы будем тратить время не на то, чтобы делать хороший массовый продукт, а станем просто студией разработки индивидуальных проектов. Мы сосредоточены в первую очередь над тем, чтобы создать решение-конструктор, которое подойдет наибольшему кругу клиентов.
— Как вы оцениваете рынок доставки еды в вашем городе/стране?
— Что касается города, то с доставкой у нас все довольно хорошо. Очень много ресторанов и кафе понимают востребованность доставки и это все работает довольно неплохо. Такая же ситуация плюс-минус по всей России, поскольку, сравнивая нашу страну с другими, мы видим, что наши IT-продукты не уступают по качеству мировым. Это касается как агрегаторов, так и частных доставок.
— Как вы планируете развивать свой бизнес в будущем?
— Мы собираемся выходить за пределы России. Причем мы смотрим не только на ближнее зарубежье, но и в сторону Эмиратов. Сейчас мы перерастаем в более серьезный проект, соответственно, для этого понадобятся крупные инвестиции.
— Как вы собираетесь работать с ресторанами, которые уже имеют свои собственные системы доставки?
— Если кто-то уже создал под себя такую систему, то мы понимаем, что поддерживать и развивать её – это дорогостоящее удовольствие, которое доступно далеко не всем. Более того, со временем некоторые решения будут устаревать и им так или иначе придется искать новые варианты, среди которых будем мы. Я уверен, что мы будем довольно конкурентны в этом смысле и сможем предоставить более качественный сервис, в сравнении с другими подобными проектами.
— Какие ожидания у вас относительно роста вашего бизнеса в ближайшие годы?
— Конечно, у нас есть планы, но в наше время горизонт планирования сильно сократился и в приоритет выходит гибкость и умение существовать в меняющихся условиях. У нас есть общее понимание того, что мы планируем расти по числу клиентов и подключенных ресторанов. Нам хочется стать глобальной компанией, услугами которой пользуются все, ну или почти все. Грубо говоря, быть «ксероксом» в мире онлайн-коммуникаций клиента и ресторана.
— Как вы планируете использовать технологии в своей платформе для обеспечения качественного сервиса?
— Сейчас у всех на слуху тема с использованием искусственного интеллекта, в частности, ChatGPT. Мы хотим посмотреть, где это можно использовать, чтобы существенно улучшить пользовательский опыт. Пока мы видим этому применение в качестве техподдержки клиентов. Это значительно ускорит получение ответов на наиболее частые вопросы.
— Как вы собираетесь работать с конкурентами и сохранять свои конкурентные преимущества?
— Наш фокус внимания сосредоточен не на конкурентах, а на клиентах. Нам в принципе не так важно и критично, что делают другие, как важно то, чтобы мы приносили пользу, и чтобы наша деятельность имела большую ценность. Более того, при прочих лучших параметрах наших услуг мы предлагаем весьма конкурентные цены, зачастую даже ниже аналогичных. У нас нет задачи зарабатывать здесь и сейчас, мы ориентируемся исключительно на то, чтобы стать массовым продуктом, чтобы быть востребованными в нескольких странах для тысяч заведений. Поскольку венчурная история и не предполагает заработка в моменте. Наша задача сделать большой качественный продукт, чтобы в будущем заработать на его капитализации.
Реклама. ООО "СМАРТОФУД" ИНН 7203522140 smartofood.ru