Как рынок лизинга в России отреагировал на новые вызовы за 2022 год, рассказали эксперты отрасли.
Как себя ведет малый и средний бизнес, приоретая оборудование?
По данным аналитического отчета «Аренза.Аналитика» (имеется в распоряжении редакции) лизинговой компании ООО «АРЕНЗА-ПРО» (бренд Arenza), финансирующей оборудование сегмента МСБ, рынок лизинга оборудования в России и Тюменской области за последние 8 месяцев значительно просел. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество сделок уменьшилось на 20% до 12 734 сделок, в Тюменской области – на 24% до 130.
При этом степень просадки сделок по различным категориям в зависимости от регионов разнится. В целом по России самое сильное падение отмечается в сегменте оборудования для ремонта и диагностики транспорта – 40%. А в Тюменской области самым непопулярным стал лизинг на навесное и прицепное оборудование сельскохозяйственного назначения – 67%, при этом в среднем по России он, наоборот, вырос на 13%.
В Тюменской области отмечен рост спроса на упаковочное оборудование – 600%, в УрФО также взлет в данном сегменте – 43%.
«Рост месяц к месяцу относительно прошлого года был до марта, тогда произошла сильная просадка по всем сегментам из-за того, что была повышена ключевая ставка и сильно вырос курс доллара: оборудование в основном привязано к валюте и поставщики всё остановили. Начиная с июня, количество сделок начало расти и показатели августа по многим сегментам оборудования превзошли показатели начала года», – комментирует ситуацию генеральный директор компании Arenza Олег Сеньков.
Он отметил, что рост возобновился в мае, и связывает это с введением параллельного импорта. Кроме этого, по словам эксперта, снизившийся курс доллара и евро привел к тому, что покупка оборудования в лизинг стала более привлекательной.
«В сегменте оборудования было много поставщиков российского и китайского оборудования, и с ними давно налажены контакты», – добавил Олег Сеньков, говоря еще об одном факторе восстановления спроса.
По его словам, снижение ставки также положительно отразилось на доступности лизинга. Но в то же время цены на оборудование не падают, а только растут, по разным факторам, и не последнюю роль здесь играет изменение логистических цепочек. Впрочем, тренд на восстановление спроса на лизинг оборудования, по данным Arenza, отслеживается четко.
Аренза финансирует закупки оборудования от 100 тыс. до 10 млн руб. на любые цели за 48 часов и без посещения офиса. Аванс – от 10 процентов, срок лизинга – до 36 месяцев.
Транспортные компании ориентируются на Китай
Региональный директор компании «Интерлизинг» Руслан Моллаев отметил, что 2022 начался позитивно для сферы лизинга. Спрос продолжил расти с 2021 года. В конце февраля и начале марта произошел резкий скачок спроса на транспорт, так как не было понимания, что останется на рынке, поэтому люди активно скупали технику и автомобили, несмотря на то, что стоимость зачастую была завышена. В основном покупали за собственные средства, так как ставка по кредитам и лизингу кратно увеличилась из-за роста ставки ЦБ.
«После этого произошел резкий спад, наши клиенты заняли выжидательную позицию. Из-за этого в марте-апреле мы делали 50-70% от плановых показателей, но на фоне возвращения ставки финансирования к прежним показателям рынок начал оживать и постепенно переориентировался на китайского производителя, и мы отметили восстановление спроса уже в июле», – рассказал эксперт.
«Я удивлен, как оперативно отреагировали китайцы на эту ситуацию, очень много поставщиков начали получать дилерства тех или иных марок китайских производителей», – говорит эксперт.
В связи с этим компании пришлось оперативно перестраиваться и ориентироваться в том числе на восточных производителей.
«Что такое лизинг? Это, в первую очередь, риск на предмет. Чем ликвиднее предмет, тем более лояльные условия мы можем дать. Если полтора года назад про марки JAC, Howo, Sitrak, FAW либо никто не знал, либо знал очень посредственно, то сегодня эта техника пользуется достаточно большим спросом. Ранее в нашем понимании китайская техника была менее ликвидная, на нее был более низкий спрос. Если финансировать для одного клиента два самосвала Mercedes и Sitrak, то на первый были более лояльные условия с точки зрения аванса и срока, потому что проще его продать на вторичном рынке. Сегодня мы вынуждены оперативно отреагировать, пересмотреть ликвидность на китайскую технику, чтобы остаться в рынке и по прежнему предлагать низкие авансы нашим клиентам», – поясняет эксперт.
Также мы пересмотрели подход по финансированию б/у техники. Если раньше техника на момент окончания лизинга должна была быть не старше 7 лет, то сегодня это 10 лет.
«Мы готовы здесь делать исключения, например, недавно профинансировали асфальтобетонный завод 2008 года – оборудованию 14 лет. Это техника ушедшего из страны производителя – надежная. На момент окончания лизинга ей будет 18 лет», – рассказал Руслан Моллаев.
Реклама. ООО Аренза-ПРО
Реклама. ООО Интерлизинг