2020 год стал проверкой для бизнеса. Он показал, что выжить и развиваться в тяжелейших условиях могут лишь те, кто готов использовать инновационные технологии и сделал ставку на онлайн. Ведь привычки потребителей меняются, так, в минувшем году жители региона в 5 раз чаще покупали одежду онлайн, продажи продуктов через интернет выросли на 314%, взять кредит онлайн предпочли 55% тюменских предпринимателей.
Все это говорит о цифровой революции. Вырастет в разы объем данных, которые нужно хранить и обрабатывать, необходимо обновлять технику, нанимать квалифицированных IT-специалистов. И единственным приемлемым решением становится облачный сервис.
В 2020 году рост перехода тюменских компаний в облака увеличился в 2 раза по сравнению с 2019 годом. Например, в облако МТС переведено порядка 90% ИТ-инфраструктуры авиакомпании Utair, включая ее дочерние организации и подразделения по всей стране. И бум спроса прогнозируется как раз на 2021 год.
Однако есть предприниматели, которые опасаются переходить в облака по разным причинам: нет гарантии сохранности данных, это дорого и подходит лишь для крупного бизнеса. Помочь разобраться, как же на самом деле работает такой сервис и какие риски он может нести, мы попросили эксперта в этой сфере, директора МТС в Тюмени Евгения Малыхина.
Страх №1: Данные не защищены
«Проще хранить все на собственных серверах, информация может попасть «не в те руки» или просто исчезнуть»
Это один из самых распространенных мифов. На самом деле, размещение ИТ-систем в облаке намного безопаснее, чем в собственной серверной, которая закрывается на ключ, спрятанный в сейфе. В облачном сервисе все устроено так, что данные доступны только клиенту и никому больше. Облако – это отлаженный механизм, у которого передовые системы защиты от кибератак и собственный SOC (Security Operations Center) с круглосуточным мониторингом инцидентов, где работают лучшие IT-специалисты страны.
Более того, облако – это катастрофоустойчивое решение для IT-системы. Например, если электричество выключится, у оператора автоматически заработает дизель-генераторная установка. Если отдельная стойка даст сбой – заработает соседняя. И даже если весь центр обработки данных (ЦОД) выйдет из строя, все данные будут доступны в другом ЦОДе, а клиент даже не заметит перехода.
Страх №2: Облако – это хаос
«У нас много офисов и сотрудников, облачная система всех запутает»
Вспомните ваши планерки в Зуме, когда параллельно говорят несколько человек и информация не воспринимается, попытки собрать ссылки из разных рабочих чатов, забытые или потерянные при пересылке файлы в электронной почте, трату времени на согласование и внесение изменений в документы, как следствие – затянутые сроки по проектам.
Все эти проблемы поможет решить облако, оно упорядочит значительную часть процессов. Данные в хранилище доступны сотрудникам 24/7 через единый портал, из любого места и с любого устройство, главное – был бы выход в интернет.
По подсчетам сотрудников компании МТС, за счет перехода в облако операционные бизнес-процессы в среднем ускоряются до 25%. В группе компаний «Бритиш Американ Тобакко Россия», которая перевела свои IT-системы в облако, заметили, что время, необходимое на разворачивание инфраструктуры для новых проектов, сократилось с нескольких месяцев до двух недель.
Страх №3: Слишком дорого
«При нестабильной прибыли мы не сможем гарантировать постоянную оплату поставщику сервиса»
Облачный сервис по затратам обойдется в разы меньше, чем расходы на приобретение, обновление и обслуживание собственной IT-инфраструктуры. Подсчитано, что переход в облака при использовании вычислительных мощностей может позволить компаниям уже по итогам первого года в три раза уменьшить затраты на IT-инфраструктуру. Важно и то, что клиент облачного сервиса понимает, за что платит, ведь он получает единый счет с детализацией расходов. Это позволяет быстро рассчитать стоимость запуска новых проектов.
Сэкономить также получится и на аренде офиса, покупке техники для сотрудников. Ведь облако позволяет организовать дистанционную работу. Сервис предоставит удаленные рабочие столы, сервисы для онлайн-конференций, приложения для совместного доступа к документам и другое.
Страх №4: Облако – только для крупного бизнеса
«В нашей компании несколько сегментов, нам нужны разные уровни доступа к данным, для облака это слишком сложно»
Существует мнение, что облачные сервисы подходят лишь для небольших компаний или тех, кто не может обеспечить себя собственной IT-инфраструктурой. Это еще один миф. Современные облака позволяют строить гибридные схемы любой сложности, они легко встраиваются в существующую IT-структуру компаний и трансформируются в зависимости от нужд конкретного бизнеса.
К тому же переход не занимает много времени, как и обратный процесс: у клиентов, которые решили вернуться к классической IT-инфраструктуре, не возникает трудностей тоже.
Страх №5: Не хочется идти в российский сервис
«Не получится ли так, что провайдера обяжут передавать данные государству, как в телекоме?»
Такого закона пока нет. В любом случае, клиент облачного сервиса сам определяет уровень доступа к собственным системам и их защищенности. Ведь возможно использование криптографических средств защиты для дисков, резервного копирования и подобного типа систем – все это делает бессмысленным хищение зашифрованных данных при отсутствии ключа. А ключ есть только у клиента. Госорганы же могут получить доступ к информации в облаке только на основе решения суда.
Получается, что страхи – это ограничения, которые мешают развиваться не только нам самим, но и нашему бизнесу. А в условиях коронавирусного кризиса, который может продлиться не один год, спасение для бизнеса нужно искать в инновационных технологиях. Они не только помогут упорядочить работу, но и дадут возможность сократить расходы. Один из таких сервисов – это облачные решения от МТС.
Завтра, про которое часто говорят при упоминании технического прогресса и цифровизации, уже наступило. Технологии упрощают жизнь, позволяют компаниям быть конкурентоспособными и выстраивать бизнес-модели быстрее, легче и современнее.
Директор МТС в Тюменской области Евгений Малыхин:
Хочу отметить, что корпоративные заказчики могут обрабатывать в облаке персональные данные всех уровней. Это могут быть паспортные и медицинские данные человека, а также специальные категории персональных данных, которые установлены Постановлением Правительства и требуют первого (УЗ-1), наивысшего уровня защиты.
Госструктуры и корпорации могут размещать в облаке все виды государственных информационных систем, в том числе те, которые требуют наивысшего, первого класса защищенности К1.
Нашей экосистеме доверяют свыше 1,5 тысячи представителей крупного бизнеса. Среди клиентов: ABBYY, Belka Car, S7, Tutu.ru, Газпромбанк и другие международные и отечественные компании.