Услуга приемки квартиры на фоне растущей строительной отрасли и рекордов по вводу жилья становится все более популярной. Вместе с тем, у дольщиков появляется множество вопросов, связанных с законодательством и ответственностью сторон. РБК Тюмень пообщался с управляющим тюменского филиала «БРИК Приемка» Виталием Шевелевым и выяснил, на какие уловки могут пойти застройщики и в какой срок по закону они обязаны устранить недостатки.
— Что делать, если дольщик столкнулся с недобросовестным застройщиком, игнорирующим свои обязательства?
— После того как прошла приемка и выявленный перечень дефектов передан застройщику, у последнего есть 60 календарных дней на устранение дефектов. Указанный период времени одинаков для собственников, которые приняли квартиры, а также для тех, кто отказался от подписания акта приема-передачи до устранения дефектов. За это время застройщик должен устранить все дефекты, которые перечислены в акте осмотра. Если представители застройщика не согласны с какими-либо дефектами, они должны в письменном виде аргументировать свою позицию.
— А если застройщик игнорирует свои обязательства?
— Если после передачи акта осмотра прошло более 60 календарных дней и компания не передала дольщику официального ответа при наличии разногласий относительно списка дефектов, дольщику необходимо обратиться в компанию с требованием о назначении повторной приемки и проверке устранения ранее выявленных дефектов. Если же не все дефекты были устранены, то клиент вправе провести осмотр и составить расчет стоимости устранения дефектов, которые были проигнорированы. После составления сметы дольщик вправе направить девелоперу в досудебном порядке требование о соразмерном уменьшении стоимости объекта. В случае если и досудебный порядок останется без ответа со стороны застройщика, остается последний вариант — решение спора в суде.
— Существует практика передачи недобросовестными застройщиками акта приема-передачи квартиры клиенту в одностороннем порядке. Является ли она законной и когда применяется?
— Если используется этот механизм, застройщику необходимо доказать, что дольщик уклоняется от подписания: не является в согласованную дату на приемку квартиры, игнорирует сообщения о необходимости провести осмотр объекта. Но если дольщик пришел на осмотр, но в результате были выявлены дефекты, мешающие эксплуатации квартиры, после чего дольщик отказался от подписания акта-приема передачи, то это уклонением не является. Более того, есть прецеденты о признании передачи объекта недвижимости в одностороннем порядке недействительным.
— Какие уловки могут использовать застройщики при передаче квартиры?
— Еще одна ловушка для дольщиков — по истечению срока застройщик сообщает, что дефекты устранены, но при повторном осмотре выясняется, что никто к работе по их устранению не преступал. В этом случае мы рекомендуем действовать аналогично ситуации с игнорированием обязательств, если мы уже оказались в квартире и поняли, что ни о каком устранении дефектов речи нет. Будет лучше, если на этапе записи на повторную приемку запросить и дождаться от застройщика официального подтверждения устранения дефектов и приглашения на повторный осмотр. Таким образом вы обезопасите себя от бесполезной траты времени и денег.
Реклама. ООО Брик приемка. ИНН 6658565850. Сайт.