Буквально через несколько месяцев — с 1 июля 2024 года — все российские строительные компании, работающие со средствами дольщиков, должны будут перейти на технологии информационного моделирования (ТИМ).
Руководитель проектов внедрения компании «АйДиТи» (авторизованный партнер АО «СиСофт Девелопмент») Роман Кравченко рассказал, что даст компаниям переход на ТИМ, и почему многие девелоперы до сих пор не разглядели преимуществ цифровой стройки.
— Предполагается, что с 2024 года все застройщики, работающие со средствами дольщиков, должны будут перейти на технологии информационного моделирования зданий. Как вы считаете, готовы ли компании, работающие в массовом жилищном строительстве, к этому переходу?
— Стоить отметить, что переход не происходит внезапно. С 2018 года президентом РФ был запущен процесс модернизации и повышения качества строительства с использованием технологий информационного моделирования. За это время крупные игроки строительного рынка уже перестроили свои производственные процессы и сейчас используют инновационные технологии, дающие им преимущества и ощутимый экономический эффект. Собственно, эти компании охотно делятся своими успешными кейсами с другими участниками рынка и на своем примере показывают, что переход на ТИМ — это не так страшно, и есть методы и технологии, позволяющие это сделать.
Тем не менее, на сегодняшний день большая часть рынка все же не готова к переходу на ТИМ. И сейчас значительному количеству компаний придется оперативно решать этот вопрос. Судя по позиции и публикациям Минстроя, переноса сроков больше не будет, и Постановление № 331, обязующее всех участников рынка долевого строительства перейти на технологии информационного моделирования, вступит в силу с 1 июля 2024 года.
— Помимо того, что компании останутся в правовом поле, какие еще плюсы даст переход на ТИМ?
— ТИМ повышает качество процессов проектирования и строительства, а также делает их более прозрачными. Так как цифровая информационная модель используется на всех стадиях жизненного цикла объекта (в этом и заключается ее преимущество), то, по сравнению с обычной 2D-документацией, у пользователя всегда будет под рукой актуальная информация о проекте, стройке, эксплуатации или реконструкции объекта. Кроме того, на этапе формирования модели можно значительно оптимизировать будущие вложения.
Также мне очень нравится идея использования цифровой информационной модели для анализа различных процессов внутри зданий и сооружений. Например, движения потоков людей, расчета эффективности различных типов планировки и т.д. ТИМ позволяют уже на этапе проектирования спрогнозировать наиболее комфортные и экономически выгодные варианты. Соответственно, исключается ситуация, когда на середине проекта, когда большая часть материалов уже согласована, приходится вносить какие-то изменения, задерживая сроки строительства и вкладывая в проект дополнительные средства.
— Чувствуете ли вы увеличение спроса со стороны девелоперов на отечественные продукты для информационного моделирования?
— Да, спрос на информационные продукты растет. Этому способствует пример крупных девелоперов, например, компаний «Стройтэк», «Атомстройкомплекс», «Атлас Девелопмент», «Брусника», успешно применяющих ТИМ в своей работе. Благодаря им все больше строительных компаний понимают не только необходимость, но и привлекательность перехода на ТИМ.
Также хочу отметить, что, в связи с малым процентом внедренных ТИМ у подрядчиков, которые занимаются проектированием и строительством, девелоперы стали интересоваться инструментами моделирования для создания внутренних групп проектирования и экспертизы цифровых информационных моделей.
— А что все-таки тормозит повсеместное внедрение технологий информационного моделирования в гражданском строительстве? И почему переход на ТИМ в этом сегменте происходит сложнее и болезненнее, чем в промышленном?
— Внедрение ТИМ-процессов – это, в любом случае, многогранная задача, которая требует больших финансовых вложений. И уже это является довольно высоким порогом вхождения для большинства компаний. К тому же, результат от внедрения ТИМ не наблюдается сиюминутно, его можно отследить только на протяжении нескольких лет, путем мониторинга. Причем, в зависимости от выбранного подхода и уровня специалистов, эффект может быть абсолютно разным. К нам уже обращались заказчики, которые рассказывали, что успели «обжечься» на внедрении ТИМ-процессов, поскольку выбрали неправильную стратегию.
Также процесс тормозит отсутствие общедоступных государственных стандартов реализации проектов с применением ТИМ. Это, опять же, приводит к тому, что у руководства компаний нет четкого понимания конечного результата, к которому необходимо стремиться.
— Готовы ли к повсеместному внедрению ТИМ в жилищном строительстве органы власти, организации, осуществляющие приемку и контроль?
— С момента первого Поручения Президента РФ и до сегодняшнего дня формирование цифровой информационной модели, к сожалению, не рассматривалось повсеместно и в обязательном порядке. Также со стороны принимающих и контролирующих структур нет систематизированного подхода для работы с данными, содержащимися в цифровой информационной модели (ЦИМ), поскольку раньше проверялась только 2D-документация без привязки к 3D-модели.
Да, есть требование и опыт обязательного использования в экспертизе открытого формата IFC, который относительно недавно был утвержден в качестве основного для передачи данных в экспертизу. Тестируются различные цифровые платформы, внедряется система ИСУП — информационная система государственного заказчика в сфере строительства для контроля строительных, проектных и эксплуатационных работ. Вводятся инструкции, формируется правовая база, но все эти процессы все равно требуют отработки на реальных проектах, а времени для этого еще прошло не слишком много.
В этом плане мне импонирует подход крупных компаний, как в промышленном, так и в гражданском сегменте. В частности, корпорации «Росатом», которая внедрила у себя систему оценки подготовленности дочерних компаний к переходу на ТИМ. Сейчас они вынесли эту технологию на общее обсуждение, и, скорее всего, в ближайшее время она будет принята и в государственных структурах.
— В гражданском сегменте ведь еще и проблема импортозамещения стоит более остро, чем в промышленном?
— Ситуация в строительной отрасли, действительно, несколько спорная. С одной стороны, в промышленном сегменте уже давно успешно используются отечественное ПО с соответствующими инструментами, которое даже лучше импортного справляется со специализированными задачами. Конечно, на ситуацию повлияла и работа над объектами критически важной инфраструктуры, которые давно попали под ограничения в плане использования импортного ПО.
С другой стороны, в гражданском проектировании всегда применялся иностранный софт. Крупные девелоперы изначально выстраивали свои процессы, ориентируясь на опыт зарубежных коллег, и, соответственно, требовали того же от своих подрядчиков.
Я сам работал на импортном ПО и прошел опыт перехода на отечественные продукты, поэтому могу сказать, что моделировать гражданские объекты в ЦИМ с использованием отечественных решений можно. Более того, перейти на ТИМ с нуля, применяя российское ПО, гораздо проще, чем перестраивать уже отлаженные процессы с импортных решений на отечественные. Именно поэтому в наиболее сложной ситуации оказались девелоперы, которые уже используют технологии информационного моделирования, но при этом базируются на зарубежных программных продуктах. Вместе с тем, компаниям, которые только-только начинают переход на ТИМ, будет удобно сразу выстроить все процессы, применяя исключительно российские решения.
— Следующий вопрос — кадровый. Хватает ли в вашем регионе специалистов, которые владеют ТИМ, или кадровый дефицит наблюдается?
— Да, кадровая проблема существует. Как я уже говорил, переход на ТИМ и разработку цифровой информационной модели дает ощутимый результат именно в перспективе, при использовании на всех этапах жизненного цикла объекта. Но в реальности на строительных площадках и в эксплуатационных службах пока наблюдается острая нехватка специалистов, которые умеют работать с информацией, полученной из цифровой информационной модели.
К сожалению, на стройке к ЦИМ зачастую относятся просто как к красивой картинке и предпочитают работать по старинке, с 2D-документацией. Из-за этого многие проектные компании тоже отдают предпочтение 2D-проектированию, так как просто не видят смысла работать с ТИМ. Соответственно, и девелоперы, если они еще не перешли на технологии информационного моделирования, не видят преимуществ от внедрения ЦИМ, если подрядные организации все равно не будут с ней работать.
Я думаю, что ситуация эта временная, поскольку уже есть стимул насыщать кадровый рынок специалистами, обладающими компетенциями и навыками работы с ТИМ. В профессиональной подготовке сейчас участвуют и вузы, и девелоперы, и разработчики, и интеграторы программных решений. Причем, для обучения применяются именно российские продукты.
— В условиях участившихся хакерских атак интересуются ли ваши клиенты дополнительными инструментами информационной безопасности и защиты данных?
— Безусловно, интересуются, спрос на такие инструменты стремительно растет. К нам даже обращались заказчики с просьбой решить некие проблемы, вызванные хакерской атакой с последующим шифрованием всех данных проекта. Мы подключили специалистов в области информационной безопасности со стороны разработчика, и совместными усилиями вышли из ситуации. Уверен, что в будущем таких запросов будет больше, но мы к ним готовы.