Сегодня актуальным становится тренд на обучение в течение всей жизни, и с каждым годом дополнительное образование приобретает все большую востребованность у тюменцев. Как выстроена экосистема допобразования в Тюменском государственном университете, чему и зачем учатся взрослые, рассказывает Надежда Федорова, руководитель программы развития вуза.
— Надежда, в какой момент образование массово вышло за возрастные границы 25 лет и стало востребованным для более широких кругов населения?
— Бурное развитие рынка образования для взрослых в России началось после 2000-х гг. В 1990-е годы массовых образовательных целей у людей не было из-за многих социально-экономических реалий. Когда же подросло общее благополучие — и страны, и населения — появились новые образовательные и карьерные запросы.
Мощнейшим импульсом для развития образования для взрослых стала цифровизация. Люди вдруг осознали, что можно комфортно одновременно работать и учиться. К тому же цифровизация поменяла не только образовательный процесс, но и саму профессиональную деятельность во многих сферах. Некоторые профессии полностью трансформировались, а некоторые исчезают буквально на наших глазах.
Современные студенты, еще не начав работать, уже понимают скорость технологического развития и неизбежность обучения в течение всей жизни, тот самый lifelonglearning. А вот люди, которые учились лет 20 назад, как я, например, в силу психологической неготовности к гибким и коротким образовательным траекториям, получали одно высшее образование за другим. Например, у меня четыре диплома, и пятый — кандидатский. С другой стороны, за последние 10 лет я прошла около 40 курсов повышения квалификации. Новая нормальность такова: если у тебя есть желание расти социально, профессионально, личностно, то ты просто должен постоянно учиться.
— Какие направления обучения стали более востребованными?
— Запросы очень разнообразны, но некоторые тренды можно уловить. Массовый интерес выражен в получении новых технологических компетенций: программирование, сайтостроение, анализ данных, промптинг, UX-дизайн и другое. Сегодня в обществе случилась трансформация представлений по поводу результатов образования и того, как это влияет не только на карьеру человека, но и на его частную жизнь. Так называемые Soft skills стали невероятно востребованы: самопрезентация, умение работать в команде, общий культурный уровень, коммуникабельность и прочее. То есть профессиональные знания у многих, к примеру, есть, а достижений карьерных нет. Люди начинают наверстывать, довосстанавливать свои общекультурные компетенции: учатся живописи, вокалу, движению.
— Почему вуз сделал допобразование для тюменцев отдельным проектом? Что он дает университету?
— Университет — не замкнутая система. Мы реагируем на происходящие изменения в обществе и работаем с их последствиями. Есть запрос на открытость университета: например, родители студентов приходят в университет на короткие программы, чтобы «взять пробу» и быть уверенными, что их дети учатся в том самом месте.
Университет сознательно из места для получения «той самой» профессии превращает себя в открытое многослойное образовательное пространство, в котором много разных видов программ — короткие модули, длительные переподготовки, профессиональные пробы, курсы по развитию мягких навыков — гибкие возможности для самых разных целевых аудиторий и разных этапов жизненного развития каждого человека.
— Повлияла ли модель индивидуализации образования, которая уже несколько лет внедрена в ТюмГУ, на систему дополнительного образования?
— Безусловно. По нашим наблюдениям, за пределами университета студенты много выбирают и много учатся — осваивают языки, прокачивают себя в ИТ, маркетинге, блоггинге. Мы насытили профессиональные программы новыми курсами на выбор, чтобы повысить вовлеченность студентов в обучение и сократить «принудительные путешествия» от одного семестра к другому, добавив студентам больше свободы.
— Есть ли причина думать, что ТюмГУ сможет играть на равных в сфере ДПО с авторитетными онлайн-платформами, ведущими вузами, корпоративными университетами?
— Я уверена, что может. Есть несколько факторов. Первое — за очень короткий срок ТюмГУ оказался в числе ведущих федеральных университетов. Этому в том числе способствовала полная пересборка подхода к образованию. Диплом ТюмГУ точно воспринимается как диплом хорошего университета. Этот опыт быстрого и успешного запуска проектов можно переносить в разные сферы. Поэтому короткий цикл интенсивного развития дополнительного образования в университете однозначно должен привести нас в число лидеров в этой сфере. Второе — мы технологически развиваемся в том же направлении, что и ключевые российские EdTech платформы. ТюмГУ — университет очень высокой цифровой зрелости, все учетные системы цифровые, все управление образовательным процессом — через онлайн-платформу, высокое качество онлайн-контента. Это позволяет эффективно взаимодействовать со слушателями, остается только увеличить масштаб.
— По вашим оценкам, сколько человек готов платить за обучение? Какой будет ценовая политика в сфере ДПО в ТюмГУ?
— От программ, которые мы проводим бесплатно для слушателя, до очень дорогих экспертных программ — 500 тыс. руб. за недельный модуль на одного человека. Хорошее образование не может стоить дешево, поскольку оно требует включения экспертов, имеющих уникальный, передовой опыт в конкретной сфере деятельности. Если за программу не платит слушатель, значит, платит кто-то другой: работодатель, государство... Если же образовательная программа дешевая, то либо она некачественная, либо в ее проведении есть какая-то другая дополнительная выгода. Например, повышение лояльности или привлечение на другие, более дорогие программы через тест-драйв. Образование для человека — это инвестиция. Программы для взрослых — это вклад в повышение своего статуса и выхода на другую карьерную траекторию.