
По мнению аналитиков, в 2025 году российскую экономику ожидает замедление. Заградительные ставки по банковским кредитам негативно сказываются на инвестициях, замедляя их рост. В такой ситуации часть отраслей продолжает расти, в то время как другая уже перестала или даже показала падение. При этом даже среди растущих по выручке отраслей наблюдается рост убыточности экономики. Поэтому сейчас актуальным становится вопрос эффективности перестройки бизнеса на новые модели развития.
Про экономический контекст
Елена Ткаченко, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, рассказала о проблемах и перспективах развития экономики российских регионов в современных условиях.
По мнению эксперта, остаются высокими риски рецессии, поэтому сейчас актуальным становится вопрос не столько экономического роста, сколько удержания имеющихся позиций.
Сейчас на российскую экономику оказывают влияние как внешние, так и внутренние вызовы. К внешним относятся изменения глобального экономического ландшафта, геополитические вызовы, новые источники неопределенности в условиях текущей фазы СВО, технологические ограничения в связи со вторичными санкциями и изменения на мировых энергетических рынках.
Что касается внутренних вызовов, то это замедление темпов экономического роста, начинающаяся рецессия в строительной отрасли, исчерпание потенциала экстенсивного промышленного роста, кадровые проблемы, моральный и физический износ основных фондов, высокая зависимость от импорта технологий в ряде секторов экономики.
«Строительство — это одна из самых мультипликативных отраслей, где начинает проседать строительство, там тут же следом тянется огромная совокупность отраслей. От инфраструктуры и до товаров для отделки помещений, ремонта и прочих. Весь этот рынок сокращается, что немедленно сказывается на общих темпах экономического роста как на региональных, так и на общероссийских», — сказала Елена Ткаченко.

Выход из сложившейся ситуации эксперт видит в развитии международных научно-исследовательских центров в регионах России совместно с китайскими специалистами для локализации технологий.
«Технологический суверенитет на текущий момент можно обеспечить только одним способом — созданием совместных центров прежде всего с китайскими специалистами. На базе которых будут дорабатывать технологии, чтобы получить российский патент. Сейчас это единственный способ обойти санкции и найти те решения, которые срочно необходимы нашей экономике. При этом заинтересованность со стороны китайских партнеров есть. В Петербурге прямо сейчас собираются создавать соответствующий центр по организации исследовательских единиц для локализации технологий», — добавила Елена Ткаченко.
Кроме этого, перспективным направлением развития спикер считает роботизацию и автоматизацию процессов производства для покрытия потребности в рабочей силе, а также параллельное развитие креативных индустрий и крафтовых производств на перспективу 10-15 лет.
Про потенциал региона
По мнению заместителя председателя комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Владимира Фомина, раскрывая потенциал региона следует помнить, что это сложноустроенный субъект, в состав которого входят два других субъекта РФ: ХМАО и ЯНАО.
«Нужно принимать во внимание, что Тюменская область — единственный сложноустроенный субъект в Российской Федерации, который включает три полноценных субъекта, все они живут в гармоничных и сбалансированных социальных условиях», — отметил Владимир Фомин.
По мнению Елены Ткаченко, наш регион обладает высоким туристическим потенциалом. Это связано с привлекательностью городов Тюменской области, в частности Тобольска. Поэтому именно внутренний туризм может стать в 2025 году источником роста в регионе.
Для раскрытия этого потенциала, по словам Елены Ткаченко, необходимо раскручивать и продвигать региональные бренды, применяя инструменты территориального маркетинга.
Роман Дубинский, управляющий Западно-Сибирским отделением Сбербанка, согласен, что ниша туризма в регионе недооценена, и в нее необходимо инвестировать. По данным СберИндекса, расходы потребителей на путешествия и туризм по Тюменской области за прошлый год выросли на 36%. Существенный рост показали такие отрасли, как салоны красоты (+45,5%), маркетплейсы (+41,8%), продовольственные магазины (+14,8%). Расходы в категории общественное питание выросли на 19,1%, лекарства — на 12,6%, а стройматериалы — только на 1.3%.
По мнению генерального директора «Сибинтел-Холдинг» Владимира Шевчика, сейчас для увеличения продаж необходимо привлекать средний класс из других регионов, и в этом поможет развитие внутреннего туризма.
«Сейчас надо включить очень жесткую конкуренцию за средний класс других территорий. Туризм недооценен. Я пять лет назад в «Сколково» защитил работу, в которой показал, что есть некая конверсия из туризма в инвестиции, то есть на одной лопате, которой в котлован вы выходите, 28% от всех затрат уже платите во все уровни бюджета. Кто-то из вас сейчас приехал, посмотрел на Тюмень и, возможно, подумали, центр РБК переместить в Тюмень, потому что здесь хорошая экосистема, качественная инфраструктура. И я думаю, что таких много. Когда нарисовал формулу «конверсия туриста в инвесторы», надо мной все посмеялись, но потом я увидел большое количество кейсов, что такое есть в Кургане, Свердловской и Омской областях. Вы можете вспомнить ключевые проекты. Они родились ровно так. Полюбил Тюмень, увидел качественные дороги, социальную инфраструктуру и хороший инвестиционный климат благодаря поддержке правительства. Сперва 7 000 рублей потратил в день на пребывание, потом 7 млн руб. за квартиру, потом 70 млн руб. пробный шаг, например, спа и ресторан, а потом уже 700 млн руб. собственных + 70% заемных, когда ставки станут доступными», — рассказал Владимир Шевчик.
Кроме этого, инвестор видит большой потенциал для развития превентивной медицины в регионе. В Тюмени Владимир Шевчик построил Майер-курорт «Марциаль», который работает на базе сибирских традиций.

По мнению заместителя директора департамента продаж агентства недвижимости «Этажи» Леонида Пустовалова, из-за роста туристов увеличивается количество межрегиональных сделок.
«В Тюмени сейчас очень сильно развивается инфраструктура. При этом, очень много инвесторов из Екатеринбурга. Не так давно в Тюмень зашла компания, которая строит глэмпинги. Туризм на горячие источники очень активно развивается в регионе. Поэтому много туристов из соседних областей — Челябинской, Свердловской. Это тоже определенное влияние оказывает на рынок недвижимости: в структуре сделок иногородних становится больше», — сказал Леонид Пустовалов.
Владимир Шевчик отметил важность бизнес-кооперации внутри отраслей для развития региона, особенно в период неопределенности.
«Если каждый из вас будет думать о собственном развитии, вкладывать в себя, то это будет бесполезно, если не развивать «соседа» внутри отрасли. Если мы в отрасли уже что-то значим, то и регион нас учитывает в своем развитии, корректирует благодаря нормативным актам, инвестиционным поддержкам, соответственно, возникает возможность развиваться вместе с регионом, но, безусловно, это не может остаться без последствий, когда и вся Россия двигается в этом направлении. Поэтому ключевой фактор — это как раз кооперация, когда начинается турбулентность и нужно держаться вместе. В таком случае мы победим», — сказал Владимир Шевчик.
Про финансирование бизнеса
В бюджете Тюменской области есть существенный рост доходов по налогу на прибыль за счет округов, а также рост подоходного налога из-за индексации заработной платы.
«В первые два месяца 2025 года было падение по налогу на прибыль, дальше отмечен серьезный рост. Все три субъекта дали значительный прирост по налогу на прибыль — юг Тюменской области, Югра и Ямал. Я это связываю с двумя основными составляющими: во-первых, рост заработной платы. Вы — бизнес — это чувствуете на себе, вы вынуждены его индексировать вверх. И, второе, выверенная фискальная политика нашего государства, эффективное исполнение бюджета и реализация госпрограмм,» — сказал Владимир Фомин.
По информации регионального управляющего Альфа-Банка в Тюменской области и ЯНАО Натальи Белокопытовой, 2024 год для банка был достаточно успешным. За последние три года Альфа-Банк завершил масштабную программу трансформации и развития действующей офисной сети, изменив формат и расширив географию присутствия. Сейчас отделения банка представлены в каждом городе области, в том числе ХМАО, ЯНАО и на юге Тюменской области.

В первом квартале 2025 года, по словам Натальи Белокопытовой, заметно замедление кредитования. Снижение темпов выдачи и роста портфеля наблюдается в малом бизнесе и рознице, где также растет уровень просрочки.
«Понятно, что сейчас заградительные ставки, но рост портфеля тоже наблюдается. Здесь работает кредитное плечо банка по сформированным активам», — сказала Наталья Белокопытова.
По словам Романа Дубинского, несмотря на общее охлаждение экономики, бизнес продолжает инвестировать в развитие. Для этого сейчас на рынке присутствуют различные дополнительные инструменты рассрочки (от банка, от продавца, карты рассрочки, BPNL-сервис). По словам эксперта, этот инструмент не учитывает платежеспособность клиентов. Поэтому сейчас важно контролировать использование этих продуктов.
Один из способов финансирования бизнеса — выпуск ценных бумаг, например, цифровых финансовые активы (ЦФА) под залог будущего дохода или продукции. Но этот способ пока имеет ограничения из-за высоких ставок по депозитам подобных активов.
«Привлечь финансирование с правом участия в капитале, как бы потом конвертировать в акции, например. Мы же не можем акционировать предприятие, которого нет. Но зато мы можем выпустить ЦФА под залог проекта и потом конвертировать его в акции. И это будет относительно недорого. Но пока такие запредельные ставки по депозитам подобного рода ЦФА работать будут только у заинтересованного инвестора, который готов приобрести такие ЦФА для того, чтобы потом получать доход от вашего предприятия. И по каждому проекту индивидуальный просчет рисков, возможностей и перспектив разделения между участниками проекта своих зон ответственности. По-другому никак не масштабироваться», — сказала Елена Ткаченко.
ЦФА активно пользуется популярностью в «Альфа-Банке».
«Цифровой финансовый актив банк выпускает для клиентов. Сейчас банк проект адаптирует специально под застройщиков. Его суть заключается в том, чтобы актив был привязан к квадратному метру. То есть, чтобы клиент, который хочет приобрести жилье, мог купить через ЦФА квадратные метры. Например, одна бумага привязана, например, к одному квадратному метру. И он потихонечку подкупает. Получается, он платит компании, помогает ей строить. Эта схема сейчас у нас в разработке. По сути, это как накопления, только ты копишь не вклад, в деньгах, а в квадратных метрах. И потом ты имеешь право, когда накопил, например, 50 квадратных метров, претендовать на квартиру», — сказала Наталья Белокопытова.
Про перспективы и проблемы бизнеса в регионе
По словам Романа Дубинского, управляющего Западно-Сибирским отделением Сбербанка, импортозамещение создает для бизнеса новые перспективы. «Мы видим много инвестиционно-привлекательных проектов. Однако даже перспективные бизнес-модели не всегда достигают успеха — сказывается нехватка квалифицированных кадров и современных технологий в бизнесе», — отметил Роман Дубинский.

Для решения этой проблемы в Тюмени при участии Сбербанка было создано цифровое комьюнити, в которое вошли 50 сео из числа крупного регионального бизнеса. Каждый участник сообщества в своей сфере ведет проекты по внутренней трансформации, чтобы поднять эффективность в условиях дефицита кадров. Сейчас в задачах Сбербанка привлечь в программу малый бизнес.
По информации Натальи Белокопытовой, сейчас для банка инвестиционно привлекательны те проекты, в которых участвует прибыль. По словам спикера, доля таких проектов будет расти. Также в портфеле банка остаются подрядчики нефтегазовых компаний, что объясняется спецификой региона. Альфа-Банк в Тюменской области курирует креативный кластер, в рамках соглашения о сотрудничестве в финансово-кредитной сфере в целях социально-экономического развития Тюменской области, которое было заключено в 2021 году между Правительством Тюменской области и Альфа-Банком.
«Мы открыли Тюменскую школу креативных индустрий для начинающих и действующих предпринимателей совместно с Тюменским агентством развития креативных индустрий (ТАРКИ)», — рассказала Наталья Белокопытова.
Что касается сферы строительства, то сейчас, по словам Натальи Белокопытовой, пересматриваются девелоперские проекты в длину, по ним увеличивается доля первоначального взноса, если раньше кредит на покупку земли выдавали без залога, то сейчас в большинстве случаев уже только с учетом того, что земля в собственности застройщика.
По словам Владимира Фомина, банковская сфера трансформируется: банковские институты разделяют риски с бизнесом.
«Это бизнес, связанный со строительством, в том числе с жилищным строительством, а также туризмом. Понятно, что учитываются все риски, степень ликвидности, уровень рентабельности. Опять же, форма, которая буквально недавно была невозможна по финансовой аренде. Сейчас это весьма эффективный инструмент», — сказал Владимир Фомин.
Перспективные ниши для инвестирования
На сегодняшний день, по словам Владимира Шевчика, туризм, аграрный сектор, новые технологии и энергетика остаются точкой роста для инвестирования. В 2023 году в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума инвестор подписал с правительством Тюменской области соглашение о намерениях по реализации в течение ближайших 5 лет нескольких инвестиционных проектов в регионе, в том числе реконструкцию птицефабрики «Пышминской», расширение термального комплекса в Тюмени, строительство новых туристических объектов, логистическо-складского центра, объектов малой энергетики. Общий объем инвестиций составит 30 млрд рублей.

Сейчас Владимир Шевчик активно инвестирует в развитие агропромышленного комплекса (АПК), так как эта ниша имеет существенный потенциал роста и позволяет бизнесу выйти на международные рынки.
«Мы сами вкладываем в агропереработку. Здесь большой внутренний потенциал. Так, если брать яичное производство, там пролонгация сейчас 30 дней, ее можно увеличить до 90 дней. Это позволит выйти за пределы нашей территории и заниматься экспортом. Большой потенциал — в самом белке. Так, в Индии и Китае большой дефицит белка. Мы сейчас со «Сколково» ведем разработки в этом направлении», — рассказал инвестор.
По мнению Владимира Шевчика, инвестиционный климат в регионе изменится после снижения ключевой ставки.
«Снижаем ключевую ставку, народ с депозитами побежит в реальный сектор. К этому времени надо, безусловно, быть готовым к приему инвестиций. Я верю в это уже сейчас», — сказал инвестор.
Также Владимир Шевчик предложил присоединить близлежащие населенные пункты к Тюмени, чтобы получить статус города-миллионника, так как это привлечет инвесторов. Бизнесмен отмечает: когда федеральные сети выходят в регион, у них простой метод масштабирования — они смотрят, является город миллионником или нет.
«То есть Тюмень всегда борется за то, что по показателям она больше, чем миллионник, а статистически им не является. Я считаю, что нужно присоединить к Тюмени все близлежащие поселки, и в городе будет миллион человек», — сказал он.
По словам бизнесмена, это позволит пересечь формальную красную линию, после чего приток денег в город вырастет естественным образом, в том числе увеличатся возможности для развития этой территорий.

По вопросу укрупнения города Тюмени на встрече высказался заместитель председателя комитета Тюменской областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Владимир Фомин.
«Все муниципальные районы Тюменской области, за исключением Голышмановского и Заводоуковского, превратились в муниципальные округа. Таким образом, мы из двухуровневой системы перешли на одноуровневую. Это укрупненная модель советского времени. Такая система управления в муниципальных районах приведет к улучшению, в том числе инвестиционного климата, работы бизнеса как такового», — сказал Владимир Фомин.
Высокий потенциал развития есть и у новых регионов России.
«Люди там живут будущим. Для Тюмени, я считаю, есть мощные возможности для развития. Надо включать эти регионы в состав экономических интересов, потому что сразу по-другому будет восприниматься бизнес-план. На какую целевую аудиторию он ориентирован. Ну и, безусловно, нужно учитывать, что там ничего не осталось. А это, соответственно, открывает новые индустрии, новые возможности и новые бизнесы. Нужно делать выбор самому, двигаться, опережая все регионы, занимать ведущие позиции. Я считаю, что в этом и есть наши возможности побеждать ситуацию», — сказал Владимир Шевчик.
Региональный рынок жилой недвижимости
По информации руководителя отдела продаж группы «Самолет» Дмитрия Лопатина, несмотря на то, что Тюмень не является городом-миллионником, застройщик намерен расширять здесь свое присутствие.
«Сегодня в большинстве регионов присутствия группа «Самолет» делает акцент на проектах КРТ. Мы видим в этом перспективы развития российских городов. КРТ позволяет не только обновлять ветхий жилой фонд, но и развивает городскую инфраструктуру, а это визуально меняет облик городов. В текущих экономических условиях именно проекты КРТ будут единственным эффективным фактически действующим механизмом, который позволит достичь национальных планов по созданию комфортной и качественной жизни горожан», — прокомментировал Дмитрий Лопатин.

Госпрограммы реновации и КРТ открывают возможности не только перед застройщиками, но и стимулируют малый бизнес, занимающийся благоустройством. Так, компания «Сальто» активно участвует в проектах КРТ. При этом, по словам основателя компании Дениса Ганиева, в текущих условиях удержать позиции на рынке помогает стратегия диверсификации бизнеса.

«Для нас стройка — это разные виды объектов, где наша продукция может быть востребована. Это и резиновые покрытия для благоустройства детских площадок и коммерческой недвижимости, а также полимерные покрытия для паркингов», — поделился Денис Ганиев.
По словам Владимира Фомина, в Тюмени не все застройщики готовы брать на себя обязательства по строительству инфраструктурных объектов.

«Остаются трудности с логистикой в новые микрорайоны. Социальные объекты — детские сады, поликлиники, школы — это обязательство регионального бюджета. Застройщики не особо готовы работать в этом направлении. Понимаем, что это серьезные деньги. В скором времени они будут вынуждены это делать на разных условиях», — сказал Владимир Фомин.
Владимир Шевчик поделился, что компания «Сибинтел-Холдинг» совместно с консалтинговой группой «Кромвелл» (Сromwell-consulting) планирует в Тюмени открытие новой частной школы. Кроме этого, образовательное учреждение нового формата, объединяющее под одной крышей детский сад, школу, бассейн, хоккейный корт и легкоатлетический манеж, появится в микрорайоне «Кипрея». Проект будет реализован по договору концессии.
«Почему нужно проектировать детский сад и школу под одной крышей? Чтобы был принцип переливающихся аудиторий. Потому что к 2030 году мы с вами увидим совсем другую страну. Будет другой статистический расчет потребности детских садов и школ. Поэтому мы согласовали возможность концессии с правительством Тюменской области, то есть 50% вкладывает Тюменская область, 50% мы, и потом по концессии постепенно это выкупается», — рассказал Владимир Шевчик.
Федеральная компания «Брусника» расширяет географию проектов. В прошлом году застройщик открыл продажи новых проектов в Санкт-Петербурге и Липецке. В этом году, по словам коммерческого директора тюменского филиала «Брусники» Ивана Соболева, экспансия продолжится.
«В этом году запланированы открытия продаж проектов в Перми и Челябинске. На этом мы не планируем останавливать нашу экспансию. Хотим дальше выходить на новые территории», — рассказал Иван Соболев.
При этом в Тюмени застройщик пока не планирует запуск новых проектов, из-за большого объема текущего строительства. По данным единого ресурса застройщиков (ЕРЗ), компания «Брусника» занимает второе место по объемам текущего строительства в регионе (349 291 кв. м).

Из-за экономической ситуации застройщик пересматривает и корректирует свою бизнес-модель, изменяя каналы сбыта.
«С начала года видим позитивные изменения, связанные с сокращением доли рассрочки, за счет роста доли ипотеки. По итогам 1 квартала доля ипотеки находится на уровне 55% это положительный тренд. Наблюдаем за текущими продажами, как внутри компании так и на рынке в целом, и меняем модель в зависимости от класса жилья», — сказал Иван Соболев.
По словам заместителя директора департамента продаж «Этажи» Леонида Пустовалова, ипотечный спрос перераспределился на вторичный рынок из-за увеличивающегося разрыва цен на первичном и вторичном рынках. Этому также способствует запуск «Семейной ипотеки» на вторичное жилье. С 1 апреля 2025 года кредитование по программе «Семейная ипотека» на вторичном рынке доступно в 901 населенном пункте. Еще один сегмент, на который сохраняется высокий спрос, — это загородная недвижимость.
«Сильно вырос срок экспозиции. На данный момент на вторичном рынке он — более 11 месяцев. Продавцы не готовы снижать цену, поэтому объекты продаются дольше. Сейчас идет борьба, наверное, больше за покупателя, потому что есть переток клиентов в коммерцию. Многие покупатели ждут снижения ставки центробанка и понимают, что ставка по вкладам тоже снизится. И заранее перекладываются уже в коммерческую недвижимость: апартаменты, готовый арендный бизнес. Кроме этого, есть перетекание денежных средств в другие города — Москву и Санкт-Петербург. Но при этом активно из Москвы и СПб к нам заходят покупатели, которые приобретают в регионе квартиры», — прокомментировал ситуацию на рынке Леонид Пустовалов.
Рынок коммерческой недвижимости
Развитие внутреннего туризма в регионе повышает интерес к коммерческой недвижимости. Поэтому сейчас востребованным в регионе остается строительство апартаментов и отелей, об этом рассказал основатель центра доходной недвижимости «Касьянов» Александр Касьянов.
«Пообщавшись с представителями муниципалитетов юга и севера Тюменской области, я прекрасно понимаю, что есть большой потенциал. В туристической отрасли не хватает гостиниц. До 50 номеров практически в каждом городе. Например, в одном из самых посещаемых городов региона — Тобольске. Поэтому мы приняли решение инвестировать в создание апарт-отеля, находящегося недалеко от Кремля. Он расположится в историческом двухэтажном здании, которое пройдет реновацию. Помимо этого, конечно, высокий спрос остается на складские помещения», — рассказал Александр Касьянов.

Компания «Колесник» рассматривает новые рынки для развития бизнеса. Это проекты в сфере готовой коммерческой недвижимости с привлечением инвестиций. По мнению директора по развитию компании Александры Самойлович, в Тюмени сформирован новый кластер коммерческой недвижимости.
«Мы пошли в экспансию. Наша модель всегда была интересна многим регионам. Мы два года назад запустили такой формат. Франшизой это не назвать, потому что в девелопменте сложно создать франшизу, так как каждый проект уникальный. Сейчас у нас два коммерческих объекта в Красноярске. На рынке недвижимости Красноярска не сформировано понятие пассивного дохода за счет формирования готового арендного бизнеса. Они до сих пор воспринимают недвижимость только как квадратные метры, а не как источник пассивного дохода», — сказала Александра Самойлович.
Для развития направления нужна бизнес-активность в регионе, нужны резиденты, под которых будет формироваться уникальная концепция коммерческой недвижимости.

«В Тюмени достаточное количество резидентов, в том числе и из других регионов. И наоборот, в Красноярске, например, есть гастрономический кластер. Он намного активнее, чем в Тюмени. При этом в Красноярске не хватает другого формата бизнеса», — рассказала Александра Самойлович.
По словам спикера, сейчас коммерческая недвижимость становится драйвером жилой недвижимости. Так, интересная концепция креативного пространства в проекте способна генерировать нужный трафик, благодаря чему формируется пул арендаторов.
«В Красноярске мы открываем креативное пространство «Флакон». Это IT-кластер, коворкинг, который пришел из Москвы как франшиза. Этим мы формируем поток. Поэтому первые и вторые этажи с коммерческой недвижимостью будут заполняться за счет того, что есть понимание, кто здесь целевой клиент», — сказала Александра Самойлович.
Компания «Колесник» меняет районную инфраструктуру, что приводит к смене имиджа территории, сказала генеральный директор «Школы гостеприимства и сервиса» Ирина Косогорова:
«Мне кажется, что вот как раз «Колесник» нашли интересную форму за счет того, что они меняют районную инфраструктуру. Они берут место, которое неинтересно никому. Делают его современным, заводят арендаторов, и само место уже становится привлекательным и изменяет структуру района».
Производство в кризис
Бизнес пересматривает портфель клиентов и планирует сохранить продукты. Так, из-за роста ключевой ставки тюменский завод мобильных зданий «ТОИР» ощущает падение спроса более чем на 50%, несмотря на то, что основными клиентами являются компании нефтегазодобывающего сектора.
«Спрос на продукцию больше чем на 50% снижен с конца 2024 года. Не только у нас, а вообще у всех, кто подобную продукцию производит. Впервые за 10-15 лет есть недозагрузка в сезон. Нефтесервисные компании урезают бюджеты. Поэтому вместо покупки новых объектов активно занимаются ремонтом ранее приобретенных», — рассказал генеральный директор ООО «ТЗМЗ «ТОИР» Петр Федотов.

Помогает компании большая клиентская база, наработанная за 30 лет существования на рынке. При этом основной задачей компании остается повышение производительности труда за счет бережливого производства: снижение расходов и увеличение маржинальности. По мнению Петра Федотова, это может увеличить производительность компании на 30-40%.
«Мы активно развиваем новое направление, связанное с модульными зданиями. В прошлом году мы реализовали проект модульного здания в Якутии. Мы понимаем, что на них спрос значительно выше, потому что здесь не только компании нефтегазового сектора, здесь еще и сырьевые компании. Поэтому сейчас именно на такую продукцию планируем перенаправить свои ресурсы», — сказал Петр Федотов.

По мнению Владимира Шевчика, бизнесу нужно адаптировать продукт к новым условиям и осваивать новые рынки. Развитие бизнеса в такой ситуации логичный шаг
«Если углеводороды проседают, а туризм растет, значит надо быть там, где есть потребность. Это Северный Кавказ, большие инвестиции идут туда. Это новые территории. Также Крым, Краснодарский край, Западная Сибирь. Мы боремся за высокий средний чек. Таким образом, следующий шаг после палатки вокруг старого источника — это мобильное здание. Что, безусловно, ведет к росту среднего чека. Вот эта логика, переход в другую отрасль, соответственно, новый продукт позволяет удерживать объемы. Если вы выйдете на этот рынок, а это Минэкономразвития РФ, это Ростуризм, это все консалтинговые компании, это отельеры и так далее», — рассказал Владимир Шевчик.
Сервисный бизнес и кризис
О том, с какими проблемами сейчас сталкивается сервисный бизнес на бизнес-завтраке рассказала генеральный директор сети химчисток «Русские сезоны» Анна Бахарева.

Сейчас основным вызовом для бизнеса остается дефицит кадров.
«Квалифицированных кадров вообще нет в нашей индустрии. Мы создали Ассоциацию химчисток, чтобы повысить престиж рабочих специальностей при помощи государства, образования и медиа. Это пилотный проект, который реализуется в Тюменской области», — рассказала Анна Бахарева.
Кадровый вопрос компания «Русские сезоны» планирует в перспективе решить с помощью автоматизации процессов и роботизации, там, где невыгодно держать дорогостоящий персонал, например, упаковщиков. Для этого на рынке есть европейские и китайские технологии.
«Экономия существенная. Мы уже автоматизировали процессы. У нас вся химия не вручную заливается и засыпается, а автоматически. Для этого установлены дозирующие автоматы», — рассказала Анна Бахарева.
За прошлый год бизнес вырос на 10% за счет широкой филиальной сети (более 40 пунктов приема только в Тюмени), а также оптимизации затрат на персонал. С начала года продолжается несущественный рост за счет сокращения издержек.

«Электроэнергия — это очень существенная статья затрат в нашем бизнесе. Не вода, а именно электроэнергия. Для сравнения, если на воду у нас в месяц уходит порядка 150 тыс. рублей, то на электроэнергии — больше миллиона рублей», — рассказала Анна Бахарева.
Использование специальных датчиков, которые анализируют энергопотребление, может дать экономию на 20%. В связи с этим, по мнению Анны Бахаревой, сейчас интересно развивать альтернативные источники энергии.
В регионе есть такие кейсы. Опытом использования альтернативных источников энергии в рамках встречи поделился директор «Сибинтел-Холдинг» Владимир Шевчик. Предприниматель рассказал кейсы птицефабрики «Пышминской» и аквапарка «ЛетоЛето».
«Фабрика работает на солнечной энергии. Мы 1 МВт электроэнергии получаем из солнца, которая на самом деле обходится 2 рубля. Могу сказать, что акватермальный комплекс «ЛетоЛето» сегодня тоже работает практически без внешнего потребления. Мы запустили газопоршневую станцию на 1,5 МВт. Еще планируем дополнительное газопоршневые станции. Себестоимость — 2,4 рубля. Энергетика — это ключевой драйвер развития. Если она будет низкой: не 7 руб., a 2,5 руб.», — сказал Владимир Шевчик.
Кроме этого, компания «Сибинтел-Холдинг» планирует заменить во всех торговых и офисных центрах, которые находятся в ее управлении, сотрудников клининговых компаний на роботов.
Лизинг в кризис
Падение количества обращений в лизинговые компании отметил Владимир Яровенко, коммерческий директор компании «ТАЛК лизинг». За первый квартал 2025 года количество обращений в компании упало на 30-40%. При этом, по словам эксперта, стали чаще появляться запросы от предпринимателей крупного бизнеса.

В такой ситуации компания подстраивается под запросы рынка и внедряет новые продукты и услуги. Например, лизинг жилой и коммерческой недвижимости, возведение зданий и сооружений промышленного назначения и складских помещений через лизинговую схему (лизинг будущей вещи), а также финансирование ремонта подержанной техники и шин в лизинг.
«Мы верим в то, что за счет новых продуктов мы сможем поддержать бизнес наших клиентов, и, соответственно, свой. И мы делаем акцент на программы субсидирования. В текущих реалиях клиенты могут воспользоваться такими программами, как федеральными, так и региональными», — сказал Владимир Яровенко.
Рабочие стратегии в период перемен
В текущей ситуации рабочими стратегиями остаются экспансия в другие регионы и диверсификация продуктов. При этом бизнес-альянсы — это мощный ресурс для того, чтобы развиваться, когда экономика усложняется.
По мнению Елены Ткаченко, бизнесу сейчас нужно перенимать «лучшие практики» успешных коллег из разных сфер. Для этого необходимо развивать стратегию бизнес-кооперации и выстраивать между регионами трансрегиональные связи.
«Здесь очень важным является научно-технические сотрудничество и решения, которые разрабатываются в российских регионах, являющихся центрами компетенций по определенным направлениям. Подобного рода решения дают возможность получить долгосрочные синергетические эффекты для всех участников процесса промышленной и бизнес-кооперации», — пояснила Елена Ткаченко.
В связи с этим сейчас задача бизнеса встроиться в эту систему, так как выжить бизнесу в одиночку будет очень сложно.