Компетенция , Тюмень ,  
0 

Объединение в кластеры станет главной моделью развития туризма в Тюмени

Фото: Ольга Гениевская
Фото: Ольга Гениевская
Основной задачей для региона становится увеличение длительности пребывания туристов в регионе и рост среднего чека

В 2024 году Тюменскую область посетили порядка 4 млн туристов. Отрасль является одной из приоритетных для региона, так, по словам губернатора Александра Моора, ожидается, что летом 2025 года регион посетит более 1 млн туристов. Вместе с тем рынок туризма трансформируется, а перед его участниками стоит ряд вызовов: как заинтересовать московских туристов, развивать свои объекты, не потеряться на фоне крупных игроков и увеличить длительность пребывания туристов в регионе. Почему бизнес массово отказывается от концепции глэмпингов и задумывается о формировании кластеров? Ответы на эти вопросы в рамках федерального проекта «Бизнес-день РБК в Тюмени» попытались найти участники круглого стола «Туризм и инфраструктура: как объединение усилий создает качественный туристический продукт».

Кластерный подход как основа для развития туризма

Основной задачей для тюменских туробъектов Дмитрий Пухов, директор «Агентства туризма и продвижения Тюменской области», считает развитие и адаптацию турпродуктов под всесезонную модель работы, благодаря чему удастся сделать турпоток равномерным в течение всего года и увеличить прибыль объектов размещения.

Директор «Агентства туризма и продвижения Тюменской области». Дмитрий Пухов. Фото: Ольга Гениевская
Директор «Агентства туризма и продвижения Тюменской области». Дмитрий Пухов. Фото: Ольга Гениевская

«Наиболее загруженные периоды — это длинные праздники, а также дни проведения крупных событийных и деловых мероприятий. Все отмечают, что в это время в гостиницах, на базах отдыха, в термальных комплексах, ресторанах загрузка составляет 100%. В такие «пиковые периоды» мы всегда испытываем себя на прочность и наши отраслевые партнеры справляются, и ежегодно появляются новые объекты и услуги, которые помогают увеличивать емкость инфраструктуры. Сейчас в регионе создана модель долгосрочного развития, целью которой является удвоение турпотока к 2030 году, и подход «кластерного развития» будет способствовать комплексному развитию туризма в регионе: туристический кластер в районе биатлонного центра «Жемчужина Сибири», древняя столица Сибири — Тобольск как отдельная туристическая дестинация, кластер «долина реки Туры», где наши инвесторы уже приступают к развитию территории. На текущий момент среднегодовая загрузка отелей у наших партнеров составляет порядка 65%. Это хороший показатель, при котором и есть потенциал для роста турпотока, и при этом не происходит массового «износа инфраструктуры», — обозначил эксперт.

Генеральный менеджер комплекса Opera Дарья Чеснокова-Иванова отметила, что увеличение турпотока в регионе положительно влияет на бизнес в сфере гостеприимства, в частности, на заполняемость отелей региона. Так, по данным отеля Opera, коэффициент загрузки гостиницы за первый квартал 2025 года вырос практически в два раза к аналогичному периоду прошлого года — с 32,93% до 59,87%. По данным эксперта, больше половины (55%) аудитории туристов — это мужчины в возрасте 35-44 лет, предпочитающие короткие по продолжительности туры около 2-3 дней.

Генеральный менеджер комплекса Opera Дарья Чеснокова-Иванова.  Фото из личного архива
Генеральный менеджер комплекса Opera Дарья Чеснокова-Иванова. Фото из личного архива

В текущих условиях на прибыль компании оказывают влияние рост цен на сырье, услуги и рабочую силу необходимые для бизнеса. Одним из решений этой проблемы отельер видит в консолидации закупок представителей сферы гостеприимства. Например, совместный закуп тентовых конструкций для террас.

«Сфера гостеприимства не может повышать цены с такой же скоростью, как растут цены на мебель, посуду, продукты и оплату труда, поэтому нам не трудно говорить об удержании бизнеса на достигнутом уровне, но вопрос развития замедляется пропорционально скорости повышения цен у поставщиков», — прокомментировала Дарья Чеснокова-Иванова.

Сейчас точкой входа в тюменский туризм является сайт VisitTyumen.ru и одноименные группы в социальных сетях. Он интегрирует большинство средств размещения и предложений туроператоров. По словам Дмитрия Пухова, этот ресурс на сегодня насчитывает более полумиллиона подписчиков в соцсетях, а его посещаемость в год составляет более 800 тыс. человек в год. «Это портал, объединяющий всю сферу туризма региона, который бесплатно продвигает наших отраслевых партнеров на широкую аудиторию как жителей региона, так и гостей. Это, своего рода, туристический маркетплейс, поэтому мы всегда рады, что ежегодно к проекту присоединяются новые партнеры», — отметил он.

Одним из путей для увеличения времени пребывания туристов на объектах и развитие туробъектов может стать стратегия формирования кластеров и объединения игроков рынка, на это обратила внимание Евгения Колосова, основатель природного комплекса «Сны леса». Комплекс соседствует с базой отдыха «Ермак».

Основатель природного комплекса «Сны леса» Евгения Колосова. Фото: Ольга Гениевская
Основатель природного комплекса «Сны леса» Евгения Колосова. Фото: Ольга Гениевская

«Кластеры важны для развития территории. Например, в нашем комплексе могут пребывать одновременно до 100 человек. И для того, чтобы быть интересными для тех, кто проводит большие мероприятия, мы объединяемся с соседней базой. Если поступает заявка, то мы просто убираем забор и уже появляется площадка на 400 гостей. На фоне планов по развитию реки Туры и «Жемчужины Сибири», куда будут привлекаться инвестиции, небольшим объектам остается только объединяться», — прокомментировала Евгения Колосова.

Идею поддержала Алена Мельникова, основатель природного комплекса «Гнездо». Эксперт акцентировала внимание на необходимости развития внутрирегиональных туристических маршрутов для повышения привлекательности территории и увеличения продолжительности пребывания гостей за счет местных брендов с уникальным турпродуктом.

Алена Мельникова, основатель природного комплекса «Гнездо». Фото: Ольга Гениевская
Алена Мельникова, основатель природного комплекса «Гнездо». Фото: Ольга Гениевская

«Для стимулирования турпотока важно создавать уникальные точки притяжения как в городах, так и в районах. Коллаборация предпринимателей и муниципалитетов может стать драйвером изменений — например, организация автобусных маршрутов между туристическими локациями и населенными пунктами позволит гостям глубже погрузиться в культурный и природный потенциал региона, а также простимулирует переезд потенциальных кадров, работающих в туризме, ближе к месту работы. Для реализации этого сценария требуется системная работа: развитие инфраструктуры, формирование и улучшение локальных брендов в туротрасли», — пояснила Мельникова.

Особое внимание спикер уделила возможной синергии загородных объектов. По ее словам, комплексное развитие туристических территорий поможет вовремя выявить и усилить уникальность каждого объекта, тем самым создать более богатую палитру для выбора туристических локаций и выстраивания гостем своих путешествий.

«Например, возможна коллаборация природного комплекса «Гнездо» и экопарка «Тайга». В выходные дни оба объекта загружены полностью, но в будни можно предлагать гостям скидочные флаеры на спа-услуги «Тайги», где в утреннее время наименьший наплыв посетителей. Тем самым мотивировать гостя к более длительному пребыванию в этом секторе туристического кластера. Подобные коллаборации не только повысят экономическую эффективность рядом расположенных бизнесов, но станут базой для укрепления имиджа Тюменского региона как комплексного туристического продукта», — отметила Мельникова.

Как пример настройки органического турпотока Любовь Матиевская, основатель мастерской путешествий «Рыжий Слон», привела маршруты в Тюмень и Тобольск. Однако загородные объекты размещения — это отдельное направление, которое еще пока развивается. И чтобы таким объектам не потерять своего клиента, необходимо подстраивать бизнес-модели под совместную работу.

Любовь Матиевская, основатель мастерской путешествий «Рыжий Слон». Фото: Ольга Гениевская
Любовь Матиевская, основатель мастерской путешествий «Рыжий Слон». Фото: Ольга Гениевская

«У нас уже около трех-пяти лет сформированы маршруты, привлекающие туристов. Прекрасный пример работы туристических кластеров — Красная Поляна в Сочи. Они не лезут в экскурсии, ресторанный бизнес и прочие направления малого и среднего бизнеса. Наоборот, говорят им: «Вот вам поток, хватайте» — и интегрируют их туда, работая совместно. И нас тоже это ждет. Сейчас в Тюменской области будет развиваться «Жемчужина Сибири», но это не значит, что она перетянет всех на себя. Это означает, что у нас появятся хорошие средства размещения. И как раз тот бизнес, который сейчас научится встраиваться, будет зарабатывать на этом потоке. Многие хотят «здесь и сейчас», но я сторонник долгосрочного планирования, то есть надо сейчас изучать перспективу того, что у нас планируется, и развиваться в соответствии с этим», — обозначила Любовь Матиевская.

Генеральный менеджер отеля «Хилтон» Лейла Рустамова отметила, что городские отели в рамках сотрудничества могли бы предлагать своим гостям посетить загородные объекты. Такая инициатива уже готовится к внедрению в самом «Хилтоне».

Генеральный менеджер отеля «Хилтон» Лейла Рустамова. Фото: Ольга Гениевская
Генеральный менеджер отеля «Хилтон» Лейла Рустамова. Фото: Ольга Гениевская

«Те, кто приезжает отдыхать в город, и те, кто хочет отдыхать за его пределами, — это две совершенно разные категории. Тем не менее, небольшой процент туристов, заинтересованных в таком досуге, все же имеется. И им мы с радостью рекомендуем объекты наших коллег. В этом году мы планируем установить информационную голограмму, где будут представлены не только услуги отеля, но и различные пункты развлечения и отдыха за пределами Тюмени», — поделилась Лейла Рустамова.

Если говорить о городском отдыхе, то одной из важнейших составляющих привлечения туристов в регион является гастрономия. Причем если речь идет именно о столичных гостях, то им, как правило, интересны не федеральные проекты, а местная кухня, об этом рассказал Никита Новосельцев, управляющий рестораном #CибирьСибирь.

Никита Новосельцев, управляющий рестораном #CибирьСибирь. Фото: Ольга Гениевская
Никита Новосельцев, управляющий рестораном #CибирьСибирь. Фото: Ольга Гениевская

«Москвичам интересны в первую очередь аутентичные заведения, потому как федеральные у них и так представлены в избытке. Нужно развивать сильные локальные бренды и делать так, чтобы в Тюмени было как можно больше достижений, которые бы сами себя продавали», — отметил он.

Почему формат глэмпингов выходит из моды

На фоне растущего количества гостей и меняющегося спроса все больше бизнесменов стали отказываться от концепции глэмпингов и менять формат под базы отдыха, природные комплексы и другое. Эту тенденцию подтвердила Алена Мельникова.

«Глэмпинг — это в первую очередь про живописное место. Второе — комфорт, безопасность и уют. Другими словами, это такой гламурный кемпинг, все должно быть стильно, лаконично и красиво. И когда тренд на них начал набирать обороты, глэмпинги себе стали приписывать все кому не лень. Но если посмотреть в корень, то тренд на эти красивые палатки пришел к нам из Африки, но в наших широтах работать, сохраняя эту концепцию, оказалось хоть и красиво, но очень сложно», — пояснила эксперт.

Ирина Катигарова, сооснователь и управляющий глэмпингом «Морелеса», также рассказала, что на данный момент основными посетителями объектов отдыха являются сами тюменцы и жители близлежащих регионов. Чтобы не терять турпоток в зимний период, она предлагает развивать соответствующую культуру отдыха.

Ирина Катигарова, сооснователь и управляющий глэмпингом «Морелеса». Фото: Ольга Гениевская
Ирина Катигарова, сооснователь и управляющий глэмпингом «Морелеса». Фото: Ольга Гениевская

«Действительно, все в в итоге ушли в деревянный конструктив и теплые строения, чтобы создавать уют круглогодично, а не два-три месяца в году. То есть сперва все немного поиграли в это направление, а сейчас ушли в позиционирование себя как природного комплекса, парк-отеля и т.п. Мы работаем с локальным и внутренним туристом. Преимущественно, это Тюмень и все ближайшие города в радиусе автомобильной доступности. Также к нам доезжают северяне, которые, как правило, уже имеют свое жилье в городе и тоже являются нашими гостями. Если говорить о таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, то это мизерный процент и единичные случаи. Со своей стороны мы развиваем номерной фонд потому, что летом есть спрос — в этот период загрузка практически стопроцентная, формируется лист ожидания. Однако зимой нагрузка сильно ниже, поэтому мы дополнительно стимулируем спрос программами и спецпредложениями. Это низкий сезон, отдыхать в это время пока не стало модным. И наша общая миссия в том, чтобы сформировать культуру такого отдыха», — отметила эксперт.

Как решается кадровый вопрос

Актуальной остается и проблема кадров: сфере туризма требуется как квалифицированный, так и неквалифицированный персонал. В этом году в Тюменской области стартовал проект, объединяющий студентов и представителей бизнес-сообществ. Управляющая экопарком «Тайга» Анна Доргунова поделилась, что текучка кадров на ее объекте практически нулевая. По ее словам, этого удалось добиться за счет сформированной корпоративной культуры, лояльности и премиальной составляющей.

Управляющая экопарком «Тайга» Анна Доргунова. Фото: Ольга Гениевская
Управляющая экопарком «Тайга» Анна Доргунова. Фото: Ольга Гениевская

«Немаловажно и то, что 80% сотрудников нашего экопарка — это жители близлежащих населенных пунктов. Другую часть персонала мы возим из города, в данном случае речь о квалифицированном персонале, поскольку оказание некоторых услуг, задействуя лишь местное население, невозможно», — добавила Доргунова.

Лейла Рустамова в вопросе кадров отметила важность упрощения операционных процессов.

«Нашим горничным и инженерам мы выставляем задачи в специальной программе. Это избавляет от необходимости звонков и освобождает время для того, чтобы уделить внимание сервису. Кроме того, у нас есть робот для уборки посуды, который, к тому же, выступает элементом развлечения для гостей. Это удобно и для сотрудников. Что касается текучки, то мы пересмотрели свое отношение к этому и больше не участвуем в гонке зарплат. Вместо этого мы начали вырабатывать свою корпоративную культуру, предоставляя сотрудникам качественный пакет», — добавила она.

Перспективы тюменского туризма

Участники круглого стола сошлись на том, что проблем в развитии тюменского туризма нет, но есть зоны роста. Так, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института ТюмГУ Иван Вилков подчеркнул, что туризм может стать одной из основных точек роста региона, так как он подтягивает с собой и смежные отрасли: общепит, строительство, текстильное производство и т.д.

Доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института ТюмГУ Иван Вилков. Фото: Ольга Гениевская
Доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики Финансово-экономического института ТюмГУ Иван Вилков. Фото: Ольга Гениевская

«Направление, которое стоит развивать — это образовательный туризм. В ТюмГУ уже сейчас довольно большое этническое разнообразие среди студентов, приехавших к нам из других стран. Причем по сравнению с культурным или деловым туризмом они приезжают на длительный срок: на 2-4 года. Еще отдельный блок — это медицинский туризм. У нас уже есть «Медгород» — сформированный кластер, который объединяет в себе государственные и частные инвестиции. Есть хорошие санатории (например, «Сибирь»). Сегодняшняя ситуация хороша еще и тем, что в условиях растущих цен на загородный отдых и неблагоприятной экологической обстановки на черноморском побережье самое время развивать собственный продукт», — пояснил экономист.

Дмитрий Пухов также отметил, что уникальным торговым предложением Тюменской области как туристического региона являются геотермальные источники. Однако их формальный статус требует закрепления во избежание недобросовестной конкуренции.

«На фоне заметных успехов нашего региона в части привлечения туристов многие регионы тоже начали продвигать у себя тему термальных вод, предлагая гостям бассейны с подогреваемой водой, в то время как наши геотермальные воды — это совершенно другой продукт. Термальные воды добываются из глубочайших скважин, они имеют высокую минерализацию и получают бальнеологическое заключение. Наша общая задача — разграничить эти понятия на федеральном уровне. Что считать водным курортом, а что геотермальным источником. Это важная работа в части позиционирования, и данный вопрос уже обсуждался в рамках первого в стране «Термального конгресса», который проходил в Тюмени в феврале 2025 года», — пояснил эксперт.

Любовь Матиевская сделала акцент на том, что каждому отдельно взятому бизнесу следует взять ответственность за свою работу и не полагаться целиком на господдержку.

«Это история маркетинга каждого бизнеса и взросления российских предпринимателей в целом. У нас мало предпринимателей действующих, которые берут ответственность и идут, не перекладывая ее на правительство. В Тюменской области взаимодействие бизнеса и власти на очень высоком уровне и такого нет больше ни в одном регионе. У нас есть большое поле для реализации деловых мероприятий, в рамках которых часто просят интегрировать в программу посещение горячих источников, ресторанов. Как правило такая аудитория очень платежеспособная, и эта тенденция растет. Увидев уровень сервиса, гости потом возвращаются сюда семьями уже не в рамках деловых мероприятий, а для личного отдыха вплоть до двух недель. Поэтому таких мероприятий должно быть больше, поскольку они являются своего рода рекламой», — подытожила эксперт.

О том, что сейчас нужно туристам, рассказал Максим Шокодей, генеральный директор ООО «Соверен-Л». По его словам, сейчас перед туроператорами встала задача найти для своих клиентов привлекательные предложения.

Максим Шокодей, генеральный директор ООО «Соверен-Л». Фото: Ольга Гениевская
Максим Шокодей, генеральный директор ООО «Соверен-Л». Фото: Ольга Гениевская

«В части выездного туризма сейчас наблюдается порядка 50% отказов от туров в связи с высокой ценой. Мы занимаемся и внутренним туризмом, продавая путевки в санатории. Однако и там сейчас большая часть программ уже закрыта под льготные категории граждан. На данный момент мы прорабатываем возможности сотрудничества с местными игроками. Кроме того, с появлением множества агрегаторов туристы стали более самостоятельными», — рассказал Максим Шокодей.

Также участники круглого стола пришли к выводу о том, что дополнительным поводом посетить город и область может стать событийный туризм. «Агентство туризма и продвижения Тюменской области» оказывает техническое содействие для проведения мероприятий: в части аренды оборудования, полиграфической продукции, покупки расходных материалов. Туристическому бизнесу предоставляется и господдержка: гранты до 1 млн рублей на развитие продуктов и возможность интегрировать свои объекты в информационные туры, организуемые агентством, в рамках которых ежегодно в Тюменскую область приезжают более 200 представителей туриндустрии, СМИ из разных регионов РФ.

Компетенция Сушка, или От чего избавятся девелоперы Тюмени в проектах на фоне кризиса
Содержание
Закрыть