![Фото: Алексей Дидух](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/5/50/297198276961505.jpg)
Форум, организованный Тюменским государственным университетом и Центром трансформации образования МШУ СКОЛКОВО, собрал авторитетных экспертов, ректоров и проректоров ведущих вузов страны, представителей профильных компаний.
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, приветствуя собравшихся, отметил, что страна находится на этапе реализации новых национальных проектов, направленных на достижение технологического лидерства. Для этого университеты должны четко понимать свою роль в развитии кандидатных технологий, одной из которых является ИИ. Полнота и высокая скорость распространения знаний, которые будут в самой ближайшей перспективе обеспечены ИИ, потребует коренной перестройки работы в вузе, переосмысления всех базовых образовательных процессов.
![Фото: Алексей Дидух](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/32/297198277337320.jpg)
Участники форума согласились, что ИИ бросает системе образования один из самых серьезных вызов за последние десятилетия. Большие языковые модели уже оказывают огромное влияние на интеллектуальную деятельность, трансформируют коммуникацию между преподавателем и студентом. Нейросети продемонстрировали, что не только отлично справляются с поиском информации, систематизацией и анализом данных, но и способны генерировать новые идеи, задавать сложные вопросы и использовать теоретические рамки. При этом, неконтролируемо вторгаясь в университеты, ИИ снижает образовательные результаты: значительная часть, если не большинство студентов выполняют учебные задания с несанкционированным применением ИИ-инструментов.
Задача, которую поставили перед собой организаторы форума — разработать стратегию системного внедрения ИИ в учебный процесс с целью повысить качество образования и подготовить студентов к работе в условиях нового технологического уклада.
![Фото: Алексей Дидух](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/76/297198278810764.jpg)
В этом году на базе учебных подразделений ТюмГУ прошли эксперименты по глубокой интеграции инструментов ИИ в учебные курсы: были выдвинуты гипотезы, апробированы методики и отрефлексированы результаты. Интересно, что многие студенты очень критически относились к функциональности систем ИИ: похоже, что студенты предъявляют к искусственному интеллекту более высокие требования, чем к человеческому.
Ректор ТюмГУ Иван Романчук, комментируя итоги форума, отмечает:
«Уже сейчас наши собственные практики варьируются от помощи преподавателям в составлении и проверке заданий до создания «персон курса», способных заменять профессоров в ряде ролей и функций. Ключевой площадкой экспериментальных практик выступает Школа перспективных исследований (SAS), ставшая лабораторией по разработке новой университетской педагогики. Проект реализуется в рамках программы «Приоритет 2030». Мы очень довольны ходом дискуссии на форуме, тем кругом единомышленников, которых удалось собрать в Тюмени. Этот разговор точно будет продолжен. Задача ТюмГУ — развивать свое лидерство в этой области, стать центром по исследованиям и разработкам педагогических подходов к использованию ИИ в высшей школе».
![Фото: Алексей Дидух](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/6/45/297198279209456.jpg)
Участники Форума обсудили, чему и как учить студентов, как разделить роли человека и ИИ, какими компетенциями должны обладать те, кто будет работать в новых условиях, и какие организационные решения нужно принять, чтобы сделать возможным эффективную ИИ-трансформацию университетов. Сегодня в Тюмени сделан лишь первый шаг в осмыслении всего спектра проблем и решений, которые нуждаются в дальнейшем экспертном анализе, апробации и широком применении.