Новости партнеров , Тюмень ,  
0 

Профилактика профвыгорания — новый тренд удержания ключевых сотрудников

Фото: ООО «АРЕА ТЭК»
Фото: ООО «АРЕА ТЭК»
Эксперт рассказала, что одной из причин дефицита работников в компании является профессиональное выгорание

Тема кадрового голода в России с каждым годом становится все более актуальной и в ближайшие 5 лет будет только усугубляться. Причины этого неоднократно озвучивались множеством экспертов, среди них: демографическая яма 90-х, пандемия, отток квалифицированных кадров за рубеж. Стремясь сохранить работников многие компании изменили свои стратегии работы с кадрами. Если раньше акцент ставился на формировании инструментов для привлечения работников, то сейчас политика поменялась на их удержание.

Международный эксперт по профидентичности, сертифицированный бизнес и executive коуч Елена Бондарук рассказала о еще одном аспекте, влияющем на дефицит работников в компании, — профессиональном выгорании. Почему оно важнее чем кажется, что нужно делать для его профилактики и как удержать ключевых сотрудников — читайте в нашем интервью.

— Что такое профессиональное выгорание и в чем его скрытая угроза для компаний?

— Профвыгорание — это потеря интереса к обязанностям, падение производительности, чувство истощения энергии, незаинтересованности в результате. В более запущенном случае — циничное или негативное отношение к работе, и даже неумышленный вред компании. Оно официально признано ВОЗ заболеванием в 2022 году. Это явление, уже буквально ставшее эпидемией XXI века. По данным аналитического центра НАФИ, 45% работников в России испытывали профессиональное выгорание, а около 15% сталкиваются с ним и сейчас — это более 13 миллионов человек. Главная причина сейчас это нестабильная ситуация в мире целом и нашей стране, которая приводит к регулярным изменениям внутри бизнеса. Позиция «изменись или умри» актуальна последние 3 года. В процессе этих непрекращающихся изменений на работников переходит необходимость и совершенствовать свои знания и выдерживать двойную нагрузку по функционалу ввиду отсутствия кадров. Надо признать, что бизнес в России последний год стремительно развивается, а вот свободных кадров на рынке нет.

— Какая категория работников наиболее подвержена выгоранию?

— Чаще всего это ключевые сотрудники компании. Например, CEO менеджеры. Это те люди, от которых во многом зависит успех. Те, на кого руководители доверяют. Именно они отвечают за реализацию всех изменений в компании, за ее стратегию и развитие. А это большая нагрузка, давление и стресс. И когда из компании увольняется такой ключевой сотрудник — это всегда проблема. Но, на самом деле, страшнее если выгоревший сотрудник остается. В таком случае ущерб, который он приносит, всегда очень большой. Именно поэтому профилактика профвыгорания критично важна для сохранения и развития бизнеса.

— Какие существуют причины влияющие на выгорание сотрудников?

— В первую очередь, это чрезмерные нагрузки на работе, совмещение в одной должности функционала двух позиций. Также на это влияет отсутствие понимания стратегии развития компании и своей роли в ней. Неотлаженные бизнес-процессы, токсичный коллектив и плохие отношения с руководством. Причинами могут послужить и непонятная система финансовой мотивации и несправедливость, порождаемая неодинаковым отношением руководства к разным сотрудникам. Это лишь основные аспекты, на деле же их гораздо больше и здесь важно уметь работать с ними и своевременно предотвращать проблемы.

— Удержание сотрудников, особенно квалифицированных — это то, в чем сейчас заинтересована каждая компания. Какие инструменты обычно для этого используют?

— К устойчивой практике удержания сотрудников в компаниях также можно отнести: оплачиваемый ДМС, корпоративные обучения, абонементы в спортзал либо занятия на территории компании, дополнительно оплачиваемые отпуска, повышение заработной платы. К сожалению, это не всегда работает. Потому, что этот классический вышеперечисленный набор «плюшек» сейчас используют большинство развивающихся компаний, в то время как сотрудники в большей мере хотят понимать смысл своего профессионального развития, понимать какую ценность несет для них работа и роль в данной компании, какие навыки развивает их деятельность.

— Какие методы профилактики выгорания у работников вы бы порекомендовали?

— На нынешнем рынке труда это новый инструмент удержания ценных кадров. Для начала необходимо определить список ключевых сотрудников. Далее необходимо найти хорошего специалиста и обеспечить качественное коуч-сопровождение для руководителей всех уровней не менее одного раза в год. Затем нужно понять уровень выгорания ключевых сотрудников, здесь себя хорошо показали методики Кристины Маслач (в адаптации Водопьяновой) и Виктора Бойко. После этого внутри компании создается система менторства среди руководителей и проводятся обязательные и регулярные ретроспективные сессии. Также не лишним будет проводить анонимные опросы среди сотрудников всей компании, это поможет выявить проблемы, если они есть.

— Это довольно большой объем работы. Можно ли организовать все перечисленное силами компании?

— Многое из этого — да, но коуч-сопровожение лучше делегировать.
Потому как это в первую очередь про развитие личных компетенций и постановка новых бизнес-целей, которые обязательно идут в соответствии с целями компаний. В процессе такой работы у сотрудника появляется смысл, понимание зоны роста и, соответственно, это позволяет ему оставаться условно невыгоревшим и быть приверженцем идей компании.

Причины ухода всегда разные, но следствие одно — сотрудник с накопленным опытом и богатыми навыками покидает компанию.
Причем у каждого сотрудника обязательно есть процесс обдумывания увольнения, который занимает около 5-6 месяцев. Редки случаи, когда увольнение бывает спонтанным. Да и, честно говоря, резко кинувшего на стол заявление сотрудника остановить легче, нежели того, кто подошел к увольнению обдуманно. Более того, следует помнить, что удержать уже имеющегося сотрудника вдвое дешевле, чем нанимать нового.

Реклама. ООО «АРЕА ТЭК» ИНН 7203534924, Erid: 2SDnjdBwpNL